О том, что в Астрахани хотят сделать выделенные полосы для общественного транспорта заговорили в самом начале так называемой «транспортной реформы» региона. Однако их введение состоялось лишь недавно. Пока в качестве эксперимента.
10 июля 2023 года четыре городские улицы «обзавелись» выделенными полосами для движения общественного пассажирского транспорта. Это Савушкина (между улицами Латышева и Академика Королева), Свердлова (между улицами Победы и Адмиралтейской), Адмиралтейская (между Анри Барбюса и Набережной Приволжского затона) и Соликамская (между улицами Березовой и Староверова). Тестовый режим на этих участках будет работать по будним дням с 6 утра до 10 часов вечера и продлится до 10 августа.
По замыслу авторов «транспортной реформы», автобусы должны стать предпочтительным видом транспорта в Астрахани. А без выделенных полос для их движения этого вряд ли добиться. Однако вместо этого новые выделенные полосы привели только к увеличению пробок. А все почему? На взгляд многих астраханцев, не была учтена специфика дорог южного города. Где улочки иной раз так узки, что «два ишака не разъедутся, не зацепив друг друга» боками…
Астраханцы уже прозвали «эксперементальные полосы» так: «Выделенки, которыми невозможно пользоваться». И действительно, автомобилисты «Каспийской столицы» отмечают, что эксперимент с выделенными для автобусов полосами в Астрахани вызвал серьёзные проблемы в городском движении.
Более того, нам говорят о том, что данное нововведение (выделенные полосы) даже не прошло согласование с ГИБДД. Соответствующий запрос мы готовим и обязательно направим в ведомство.
К какому выводу можно прийти? К тому, что дорожная инфраструктура города к эксперименту не готова. Об этом говорят и сами астраханцы в астраханском сегменте социальных сетей:
«„Тестировать в сентябре нужно, когда учеба начнется. Тогда сразу станет ясно, что идея приведет к огромным заторам на дорогах“;
„Я бы понял и принял это на широких проспектах Волгограда. У нас же из двух полос одну забрать, пробка до конца Адмиралтейской у Нового моста“;
„Теперь ещё и выделенки для автобусов придумали, и всё это в городе, в котором дороги не расширялись с царской России“;
„Идея просто класс. А ее реализация на высшем уровне! Особенно когда единственная оставшаяся для движения полоса в нашем широченном мегаполисе встает для поворота налево (сначала на площади Ленина, а потом на Лебединке)“;
„Эти полосы вызовут огромный коллапс в городе, где и так дефицит с дорогами“».
Некоторые из астраханцев в шутку даже предлагают ввести выделенные полосы для автобусов на улицах Советская и Чернышевского. Как раз возле зданий администраций губернатора и главы Астрахани. Возможно, тогда власти поймут, что город не готов к стартовавшему с их подачи новшеству, считают жители областного центра.
Заявленные преимущества системы выделенных полос, как видится, в Астрахани пока не обнаружены. А вот негативные последствия нововведения становятся всё более очевидными. Астрахань накрепко встаёт в пробках. Первые неприятные стороны транспортного эксперимента уже начали проявляться на дорогах города. В первую очередь, как и было ожидаемо, образуются огромные заторы, особенно, в центральной части Астрахани. Медленно двигаются автомобили и по другим улицам, на которых появились выделенные полосы для общественного транспорта. Стоит отметить, что маршрутки проезжают, как по выделенным полосам, так и по обычным — всё ищут, где будет быстрее. Автобусы же, к слову, преимущественно, перемещаются по своей полосе.
Кстати, на третий день «эксперимента» на улицах с «выделенками» появились инспекторы ДПС, и это сразу отразилось на пробках. Так, раньше водители игнорировали наличие полос и ездили так, как посчитают нужным, «по-привычке». В первые пять дней нарушителей штрафовать не будут. Правоохранители проведут с астраханцами разъяснительную работу. После этого местных жителей, которые продолжат заезжать на полосы для общественного транспорта, будут наказывать рублем. С 17 июля, астраханцев начнут штрафовать за выезд на полосу, предназначенную для общественного транспорта. Размер штрафа составляет 1 500 рублей.
Непродуманность нововведения отмечают большинство местных СМИ. К примеру, журналисты одного из ведущих региональных сетевых изданий «AST-NEWS.ru — Астраханские новости» что называется своими глазами показали непродуманность проведения этого эксперимента:
«Прошлись по улице Свердлова, где выделенную полосу добавили к уже существующей. Ошибок и проблем просто море:
- — Выделенной полосой маршрутки и автобусы пользоваться в принципе не могут. Причина банальна — не опилены деревья и кустарники вдоль тротуара. На выделенку фактически могут заехать лишь низкие легковые автомобили.
- — Куда же без ям? Огромные дыры прямо на выделенных полосах затрудняют движение.
- — Не хватает знаков «Начало выделенной полосы», при этом новые столбики, информирующие о «Конце выделенной полосы», спрятаны за деревья и столбы освещения. Их не видно с дороги.
- — Одновременно существует и парковка, и выделенная полоса. Это нивелирует саму суть выделенок.
- — Не обработаны выезды из дворов. Согласно разметке, нельзя попасть домой или выехать из дома.
- — Со стороны примыкающих дорог не обновлены знаки «Выезд на дорогу с выделенной полосой» под новую конфигурацию. Новых знаков не хватает и на самой улице Свердлова.
- — На информационных стендах не упоминается время работы выделенок.
- — Прерывистая разметка, позволяющая перестроиться для поворотов, нанесена слишком далеко от самого перекрестка.
Ну разве что ГТРК «Лотос» расхваливает видимые пока что, наверное, одной этой телекомпании преимущества «выделенок» в Астрахани. Особенно умиляет в репортаже упоминание о том, что астраханцы, дескать, одобряют данное нововведение. Не читают, видимо, работники телекомпании социальных сетей. Вот там на самом деле видно как астраханцы «одобряют» этот эксперимент. Хотя, в принципе, понятно — канал как бы «губернаторский»…
Вообще, как нам пояснили довольно компетентные в деле организации дорожного движения люди, запускать подобные эксперименты в городе, где есть реальные проблемы с парковками, узкое дорожное полотно и прямо скажем не очень-то соответствующие понятию «качественные» дороги — абсурд и авантюра. А по факту, говорят «спецы», если выделенные полосы останутся, количество парковочных мест уменьшится еще больше. Астраханцам придется «накручивать круги» в поисках парковочного места? К проблеме парковок теперь добавляется и сложность подъезда под разгрузку транспорта, обслуживающего бизнес. По крайней мере, в центре города. Что явно может привести к умиранию малого бизнеса. И так подкошенного «ковидизацией» и связанными с ней ограничительными мерами в недавнем прошлом.
«Дороги не расширяли со времен „царя Гороха“. А в сентябре можно ждать коллапса? Встанем в единую пробку?», — беспокоятся астраханцы.
Тот, кто распланировал данный эксперимент вообще знаком с реалиями Астрахани? Почему при подобного рода «реформах» не учитывается мнение большинства горожан? ГИБДД то вообще почему молчит? Все в порядке и напряженность на дорогах города ее устраивает? Примерно такие вопросы сегодня задают астраханцы. Но когда и кто их слушал?
Однако чиновники видят ситуацию с несколько иной стороны. Региональный минтранс поделился первыми итогами эксперимента по организации новых выделенных полос для общественного транспорта. По данным ведомства, средняя скорость автобусов после введения выделенных полос увеличилась на два километра в час — с 16,2 до 18,5. В минтрансе утверждают, что этого хватило, чтобы общественный транспорт начал вовремя приезжать на остановки.
Интересно, что количество пассажиров в автобусах, по данным минтранса, после появления выделенок резко увеличилось. Особенно в понедельник. Видимо, люди не рискнули проверять размер пробок на себе, и решили в этот день отказаться от личного транспорта. Всего за первые три дня эксперимента автобусы перевезли на 9,5 тысяч больше пассажиров, чем обычно. При этом в ведомстве признаются: найдены и недоработки. Но, говорят, для того и эксперимент, чтобы вовремя выявить проблемы и их исправить.
А астраханцы в роли «подопытных кроликов»?!
главный редактор издания «Российский Репортер», член Союза журналистов России Игорь Глуховский