О необходимости сделать автомобили максимально доступными для простых людей еще в конце 2022 года заявил Президент России Владимир Путин. Он поручил правительству обеспечить постоянный контроль за формированием цен на автомобили «для недопущения их необоснованного повышения». Минпромторг ответил, что примет все необходимые для выполнения поручения меры в рамках своих полномочий.

Однако существенный рост цен на средства передвижения состоялся. Причем очень значительный. Если так продолжится и дальше, то поговорка «автомобиль не роскошь, а средство передвижения» потеряет для россиян всякий смысл. Ибо автомобили все более становятся именно роскошью.

«Согласно данным аналитического агентства „Автостат“, за 2022 год плюс первый квартал 2023-го средняя цена на российские авто выросла более чем на 33%. Но это именно что средняя — декларируемая заводами. Впрочем, сейчас второй квартал уже подходит к концу, а в Тольятти недавно представили „Vesta Cross“ за 1,54 млн рублей. В базовой комплектации, которую никто и никогда не увидит. То есть ближе к 2 млн рублей».

Рост стоимости российских автомобилей, которому нет внятных объяснений, становится серьёзным раздражителем нашего общества. Видя и понимая это, в конце июня 2023 года Национальный Союз защиты прав потребителей обратился к премьер-министру Михаилу Мишустину с предложением ограничить максимальную наценку на новые российские автомобили, которая не должна превышать 15%.

В 2021 году наценка на новые автомобили увеличилась на 18%, в 2022 году — на 20%, а в 2023 году — на 11%. Виной тому — дилеры. Дескать они искусственно завышают цены. А чтобы снизить конечную стоимость автомобиля, необходимо наценку искусственно регулировать. Так считают в Союзе.

«Согласно данным Ростата, средняя розничная цена легкового автомобиля российского производства в мае сего года уже составила без малого миллион рублей. При средней медианной зарплате в 35−40 тысяч рублей в месяц транспортные средства становятся совершенно недоступными, причём несмотря на рост цен их потребительские качества не улучшаются, напротив», — отмечают эксперты.

Но причина столь значительного повышения цен на автомобили не только в наценке дилеров. На российском рынке новых автомобилей конкуренции сейчас нет. До СВО тот же «АвтоВАЗ» цены повышал, но умеренно. Так как на его позиции наступали корейцы и китайцы тоже. Компанией тогда рулили французы из Renault. Сегодня иностранцев на заводе нет, да и в целом на российском авторынке тоже. Только производители из КНР, но они продают далеко не всю гамму своих товаров. И не самые дешевые марки.

И да, не секрет, что отечественная машина сегодня собирается, несмотря на все ограничения, все равно в основном из комплектующих, которые производятся не в нашей стране. Но вот почему так сильно подорожала та же простая «Нива», да и «Шнива» тоже — ещё советские модели — совсем непонятно…

Или в Тольятти их теперь «производят» из импортных комплектующих? Получается, что ни о каком импортозамещении и речи нет? Заводы по производству автокомплектующих в РФ не строятся, новые авто не разрабатываются, даже лицензии на выпуск каких-то иномарок — а это было бы отличным выходом! — не закупаются.

Однако те реалии, которые видим все мы, по видимости, отличаются от «параллельной реальности» чиновников. Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации заявляет, что в России за 2022 год зарегистрировано более 1 млн новых предприятий, а в 2023 году ожидается сохранение положительного тренда. Но так ли радужна картинка?

«По официальным данным, с марта прошлого года по март текущего прирост количества и индивидуальных предпринимателей, и юридических лиц составляет примерно 270 тысяч. Поэтому никакого значительного скачка специалисты не заметили. В России, к сожалению, показатель создания новых предприятий весьма условный — растёт в основном число индивидуальных предпринимателей. Огромное их количество и закрывается в течение года. Растёт доля микробизнеса, который мало отличается от самозанятости. А стране нужны мощные средние и крупные аграрные и промышленные производства, которые способны обеспечить работой несколько сотен и тысяч человек», — отмечает председатель Совета ТПП РФ по финансово-промышленной и инвестиционной политике Владимир Гамза.

Аналитики отмечают, что заводов с каждым днём становится всё меньше. Да и статистическая информация становится не такой уж и доступной.

«Мы, конечно, можем рассуждать лишь приблизительно, так как значительная часть статистической информации сегодня закрыта», — говорит доктор экономических наук, профессор Валентин Катасонов.

А пока, как думается, снижения цен на авто ожидать не стоит. К сожалению. Увы, в такое время живем…

главный редактор издания «Российский Репортер», член Союза журналистов России  Игорь Глуховский

Насколько публикация полезна?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 4.3 / 5. Количество оценок: 3

Оценок пока нет. Поставьте оценку первым.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *