Продолжаем тему, начатую в материале «ФНС и НДС или „нужны деньги срочно?“. Порассуждаем» от 18 июня 2022 года.

Президентом Российской Федерации определено, что государственная налоговая политика должна формироваться исходя из необходимости стимулирования позитивных структурных изменений в экономике, последовательного снижения совокупной налоговой нагрузки, качественного улучшения налогового администрирования.

Выступая на заседании ПМЭФ-2022 Президент дал правительству ряд поручений, в том числе:

«Дать больше свободы предпринимателям. В частности, на постоянной основе отказаться от проверок бизнеса, деятельность которого не связана с высокими рисками причинения вреда. Включить в нацпроект по развитию МСП поддержку бизнеса в малых городах».

Качественное налоговое администрирование является одним из условий эффективного функционирования налоговой системы и экономики государства. Целью которого является обеспечение своевременного и полного поступления налогов и других обязательных платежей в бюджет, в том числе за счет достижения высокого уровня налоговой дисциплины и грамотности налогоплательщиков. Налоговые проверки согласно Налогового Кодекса (далее НК) бывают 2-х видов камеральные и выездные налоговые проверки (далее ВНП).

Напомним, по поручению Президента в начале марта был введен мораторий на все проверки бизнеса до конца 2022 года. Это касается проверок, где речь не идет о вопросах безопасности и здоровья граждан. Также на портале госуслуг запущен сервис для бизнеса и граждан, где можно пожаловаться на недобросовестные действия проверяющих органов в рамках введенного моратория на плановые и внеплановые проверки.

Основной и самой «ужасной» формой налогового контроля для бизнеса являются выездные налоговые проверки и каким образом они проводятся.

Принципами планирования является — построение единой, открытой и понятной для налогоплательщиков и налоговых органов системы планирования налоговых проверок.

В связи с чем Федеральной налоговой службой разработана и утверждена Концепция планирования выездных налоговых проверок (приказ ФНС России от 30.05.2007 No ММ-3-06/333@), предусматривающая новый подход к построению системы отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок.

Согласно Концепции, планирование выездных налоговых проверок — это открытый процесс, построенный на отборе налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок по критериям риска совершения налогового правонарушения, в том числе общедоступным. Ранее планирование выездных налоговых проверок являлось сугубо внутренней конфиденциальной процедурой налоговых органов.

При этом Федеральная налоговая служба отмечает, что проведение выездной налоговой проверки в рамках полномочий налоговых органов, предусмотренных Кодексом, само по себе в отсутствие установленных фактов, свидетельствующих о несоблюдении должностными лицами налоговых органов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, не может нарушать прав и законных интересов налогоплательщика.

В России законы очень часто в руках правоприменителей видоизменяются до неузнаваемости, и ФНС здесь, как видится со стороны, занимает передовые позиции. Видимо неправильная мотивация, не нацеленная на развитие бизнеса, затуманивает образ «добросовестного налогоплательщика» в глазах ФНС. Отсюда и «методы» для достижения «результатов».

На самом деле в жизни все происходит совсем по-другому:

  1. ФНС, используя ст. 93.1 п. 2 НК РФ (получение документов (информации) относительно конкретной сделки), вне рамок налоговых проверок может и запрашивает несметное количество документов у налогоплательщика и его контрагентов, якобы это «предпроверочный анализ» ссылаясь на вышеуказанную статью, по сути заменяя ВНП (т.е. оформленная с нарушением законодательства ВНП). А формулировки «предпроверочный анализ» в НК РФ нет.
  2. Вполне нормально вынести решение о повторном проведении выездной налоговой проверки в течение календарного года по одному и тому же предмету, с нарушением требований Приказа ФНС от 07.11.2018 NoММВ-7-2/628@ и в отсутствие на то правовых оснований. И постановления о производстве выемки в помещениях не соответствуют Приложению No15 к Приказу ФНС от 07.11.2018 NoММВ-7-2/628@, без указания реквизитов, индивидуализирующих признаки документов и предметов, подлежащих изъятию.
  3. Утвердить план ВНП на 4-й квартал за 9 дней до истечения календарного года в день вынесения решение о ВНП.
  4. Соответственно решение выносится в спешном порядке и не мотивированно в решении не указывают основания для проведения ВНП и перечень документов, которые налогоплательщик должен предоставить.
  5. Возможно ФНС игнорирует эти нормы закона зная, что в суде их поддержат.

ФНС, манипулируя терминами НК РФ до и в процессе вынесения решения о проведении ВНП уже наносит бизнесу значительный репутационный и финансовый ущерб на основании предположений о совершении налогового правонарушения. Как говорится, цель намечена!

Только вот как это соотнести с Конституцией?

  • Статья 15 Конституции гласит: «любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения».
  • Статья 24 Конституции говорит, что «органы госвласти и их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом».

Продолжение следует.

Федор Клочков

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *