Продолжаем тему «взаимодействия» ФНС и малых предпринимателей, начатую в наших материалах «ФНС и НДС или «нужны деньги срочно?». Порассуждаем» и «ФНС Хождение предпринимателей по мукам: Начало».

Владимир Путин сорвал очередные аплодисменты поручением Правительству полностью отказаться от проведения всех проверок российского бизнеса, не связанного с риском.

«Нет необходимости ходить и проверять всех подряд», — сказал Президент. «Прошу Правительство подготовить соответствующие поправки в закон до 1 октября текущего года».

Деятельность правоохранителей в отношении бизнеса также попала в поле критики со стороны Президента:

«Интересная ситуация. Естественно, поднимать экономику предпринимателям, а не ребятам в погонах, которые сами получают зарплату от налоговых отчислений бизнеса. Как и я сам. Но как сами считаете, целесообразны ли такие послабления для бизнеса в аспекте уголовного законодательства? Или нет?»

Камеральная проверка — это основной вид налогового контроля, т.к. не позволяет обеспечить стопроцентный охват выездными налоговыми проверками (далее, ВНП) всех налогоплательщиков. Другое дело — выездной налоговый контроль. Он проводится точечно, в отношении определенных налогоплательщиков.

У организаций уже выработалось ощущение, что, если в отношении юридического лица принято решение о проведении выездной налоговой проверки, значит, проверяющим поступила команда «найти». Нет компании, в которой ФНС не найдет нарушений, но характер и степень тяжести могут повлиять на существование организации по окончании ВНП.

Сегодня в уклонении от уплаты налогов инспекторы подозревают каждого первого налогоплательщика. Аппетиты фискалов по взысканию налогов возникают даже там, где задолженности нет и в помине. И остудить их очень сложно.

ВНП предусматривает более широкие полномочия налогового органа по контролю, выраженные в порядке проведения, условиях, а также объеме подлежащих проверке документов, по сравнению с камеральной налоговой проверкой.

Выездная проверка назначается согласно сведениям, имеющимся у ФНС, анализ которых позволяет утвердить план контрольных мероприятий и определить их временные рамки. По характеру проведения и количеству проверяемых налогов, определяется несколько видов контрольных мероприятий по месту нахождения плательщика: НК РФ Статья 89.

Плановая выездная проверка. В данном случае надзорные меры принимаются согласно плану. Приказом Министерства РФ по налогам и сборам от 17.11.2003 NoБГ-3-06/627@ утверждены Единые требования к формированию информационного ресурса «Выездные налоговые проверки», в соответствии с которыми установлен порядок формирования, утверждения плана выездных налоговых проверок, решения о проведении выездной налоговой проверки и заполнения реквизитов указанных документов в электронном виде в информационном ресурсе «Выездные налоговые проверки».

Внеплановая выездная поверка. Здесь организация контрольных мероприятий осуществляется по инициативе вышестоящих или правоохранительных органов, то есть в исключительных случаях.

При этом необходимо отметить, что действия налоговых органов строго ограничены установленными полномочиями и рамками законодательства, позволяющими использовать в своей работе только документально подтвержденную информацию о факте совершения налогоплательщиком нарушений законодательства о налогах и сборах

Каждое мероприятие, реализуемое при проведении выездной проверки, регламентируется Налоговым кодексом РФ. К ним относят следующее: Инвентаризация (ст. 89 НК РФ), Осмотр (ст. 91, 92 НК РФ), Истребование документации (ст. 93, 93.1 НК РФ), Выемка (ст. 94 НК РФ), Экспертиза (ст. 95 НК РФ), Допрос (ст. 90 НК РФ), Вызов в качестве свидетеля (ст. 90 НК РФ), Получение экспертного заключения (ст. 95 НК РФ), Привлечение переводчика (ст. 97 НК РФ).

Требования по выездным проверкам должны соблюдаться не только со стороны налогоплательщиков, но и должностных лиц, осуществляющих контрольные меры. Законодательство вроде как защищает бизнес в ходе проведения налоговых и иных проверок.

На деле же все иначе. Только представьте в офис вламывается «толпа» около 20 человек и подобно саранче забыв про кодекс этики и служебного поведения государственных гражданских служащих ФНС, который был утвержден приказом ФНС от 11 апреля 2011 года No ММВ-7-4/260@. и ст.33 НК РФ блокирует полностью работу.

В их числе несколько представителей силовых структур. Практически все законные требования игнорируются. Начиная с ошибок (в том числе арифметических) в оформлении решения о проведении проверки. Которые ФНС потом называет «техническая ошибка» в НК РФ нет такого определения. До неправильного оформления сопроводительных документов.

Если налогоплательщик допустит аналогичные ошибки ему грозят пени, штрафы и административные наказания. Решение представители ФНС обычно вручают и ознакамливают уже на месте в процесс проведения ВНП.

Вроде бы мирная процедура превращается в хаос, поскольку под видом мероприятий налогового контроля (осмотр, выемка) фактически проводятся обысковые мероприятия, в ходе которых ограничивают свободу передвижения работников налогоплательщика, выворачивают наизнанку всё. Незнающие люди со стороны могут подумать, что пришли захватывать логово преступного сообщества.

Объяснения просты: правоохранители руками налоговиков пытаются зафиксировать факт выдуманного налогового правонарушения и нагнать страху и жути на добросовестного налогоплательщика. В связи с этим систематические нарушения прав и свобод налогоплательщиков в последние годы стало нормой поведения представителей налогового органа.

Поскольку налоговые органы могут прийти на порог организации без предупреждения, к этому всегда нужно быть готовым любому руководителю.

Продолжение следует…

Федор Клочков

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.