Президент России Владимир Путин, неоднократно высказываясь на тему поддержки малого и среднего бизнеса, даже предлагал ужесточить наказание для тех, кто неоправданно «кошмарит бизнес». Так, выступая на Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ) в июне 2016 года, президент заявил:

«Представители силовых структур должны нести персональную ответственность за неоправданные действия, которые привели к разрушению бизнеса. Считаю, что эта ответственность может быть и уголовной».

23 октября 2018 года президент России Владимир Путин на форуме «Малый бизнес — национальный проект!» представил план действий в рамках нацпроекта по поддержке малого и среднего бизнеса, в котором указал на необходимость устранения. Дословно:

«…У некоторых чиновников, не было соблазна… Тихой сапой нагружать бизнес. А это, к сожалению, происходит ежедневно…».

Глава ФНС не признал проблему «карательных мер» за уход от налогов. Мало компаний оспаривают в суде обвинения в необоснованной налоговой выгоде, заявил глава ФНС. Но, по словам юристов, из-за «карательных мер» многие просто «не доживают» до судов.

Сообщения о недовольстве бизнеса работой налоговых органов в рамках действующей с 2017 года ст. 54.1 Налогового кодекса преувеличены, считает глава Федеральной налоговой службы (ФНС) Даниил Егоров. Об этом он заявил журналистам после расширенной коллегии ведомства, передал корреспондент РБК.

«На сегодняшний день есть около 180 споров с налогоплательщиками по ст. 54.1 НК в судах. Я сомневаюсь, что эти цифры можно назвать очень большими для всей Российской Федерации», — ответил Егоров на просьбу журналистов прокомментировать возмущение бизнеса по поводу ст. 54.1 НК.

Налоговая выигрывает в судах более 85% споров, сообщил глава ФНС на коллегии ведомства. Число актов налоговых проверок по ст. 54.1 НК значительно превышает число судебных споров, а многие предприятия просто не доживают до судов, объяснила РБК партнер ФБК Legal Галина Акчурина.

«Проблема огромная, и ее нельзя недооценивать», — считает Акчурина.

Недовольство бизнеса практикой применения ст. 54.1 НК вызвано тем, что налоговые органы не рассчитывают, сколько предприятие должно было заплатить, не нарушая правил. (https://www.rbc.ru/economics/20/02/2020/5e4e5efc9a79473a0c88b4dc)

В последнее время ФНС штрафуют за то, что раньше считали правильным. На сайте ФНС есть много интересной информации, например, такой: за январь-октябрь 2021 года в процессе камеральных проверок после получения требований о предоставлении пояснений и документов налоговые обязательства увеличились на сумму 43,6 млрд рублей, но почему-то не указывают сколько при этом было закрыто предприятий, сколько людей потеряло рабочие места.

Только после требований! Иными словами, бизнес получил требования и без всяких актов камеральных проверок и вызовов на комиссии сдал корректировки, добровольно увеличив свои налоговые обязательства!

А ещё нашли такие цифры: всего по актам камеральных проверок за тот же период доначислено 45,5 млрд рублей.

В результате проведения комиссий налоговики получают столько же, сколько при выездной налоговой проверке, далее ВНП. Только работать не нужно. Вот тут такая же схема. Но в данном случае даже на комиссии звать не надо, можно просто отправить требование, удаленно запугать и навести жути. Это означает, что требования сами по себе – крайне эффективный инструмент для пополнения бюджета.

И раз инспекторы это поняли, значит, практика будет лишь шириться. Требований будут слать все больше, а люди будут пугаться и доплачивать. А кто не согласится, с теми будет другая история, разыгрывается целый маскарад и количество действующих лиц только увеличивается. Далее в ходе ВНП прибывает около 20 человек и выходя за рамки своих полномочий выламывают двери, вскрывают сейфы, изымают документы в адресах, не указанных в решениях, не только у проверяемых налогоплательщиков, но и у других сторонних организаций и лиц.

По-своему трактуя нормы НК, позволяют себе в ночное время проводить выемку и осмотр, нарушая конституционные права участников мероприятия налогового контроля, оправдывая свои действия якобы необходимостью составления протокола. При этом фактически блокируя деятельность проверяемых и непроверяемых организаций. При этом для большого устрашения привлекают сотрудников МВД, ФСБ, в том числе с целью придания «видимой законности» своим противоправным действиям.

Подменяя в своих заключениях даже судебные акты, делая свои выводы как уже доказанные обстоятельства. Далее пользуясь поддержкой в судебных процессах, на основании своих предположений и голословных утверждений, используя пробелы в законодательстве, они не несут никакой ответственности за свои пояснения в суде. В судебных заседаниях ФНС выступает в роли государственного обвинителя, основывая свою позицию об установлении факта налогового правонарушения на основании вымышленных признаков, которых нет в основаниях для ВНП.

Все эти факторы сделали из ФНС «карательно-коллекторскую» структуру, которая уже явно чувствует себя вольготно и безнаказанно за границами своих полномочий. Пример этому является https://m.gazeta.ru/business/2022/02/10/14519623.shtml

Как говорится в пояснительной записке к законопроекту, ФНС получит право накладывать арест «на имущество организации или индивидуального предпринимателя после составления акта камеральной налоговой проверки или после вынесения решения о проведении выездной налоговой проверки». Иными словами, ФНС, в случае принятия такой поправки, сможет оперативно блокировать имущество должников.

В ФНС «Газете.Ru» сообщили, что не комментируют данный законопроект. Источник в Минфине поясняет, что поправки вполне сбалансированы и «снабжены механизмами, защищающими права предпринимателей». Например, арест имущества предполагается «только при назначении выездной проверки, в исключительных случаях при наличии существенных рисков (неуплаты налогов)».

«Но право арестовывать активы у ФНС имеется и сейчас в рамках статьи 77 Налогового кодекса. Но арестовывать имущество (недвижимость, транспорт, ценные бумаги) налоговики имеют только по результатам проведенной ими же проверки. Только после того, как проверка окончена, определен предполагаемый размер налоговой недоимки и видно, что требуется арест имущества, так как суммы на счетах недостаточно для погашения недоимки. При этом требуется санкция прокурора. Предлагаемые в Налоговый Кодекс поправки дадут возможность блокировать деятельность компании до окончания проверки и вынесения акта, просто по самому факту начала проверки», — уточняет руководитель Центра правовой поддержки бизнеса Алексей Мишин.

Этого допустить нельзя! Ведь предоставление таких полномочий ФНС при наличии кучи неопределенных моментов «белых пятен» в законодательстве, которые весьма субъективно толкуются ФНС не в пользу налогоплательщика, только укрепит коррупционную составляющую налоговых правоотношений. Малый бизнес должен платить налоги, а не пополнять карманы чиновников, откупаясь от них.

Сначала надо ввести на законодательном уровне, а не уровне разъяснений ФНС, такие понятия как «добросовестный налогоплательщик», «дробление бизнеса», ввести критерии их признания и порядок доначислений при установлении факта дробления бизнеса. Кроме того, надо устранить в законе те самые «неустранимые сомнения», которые, к сожалению, трактуются не в пользу налогоплательщика, даже в судах в настоящее время. Когда-то эта норма прекрасно работала, но это было очень давно.

Наказательные нормы, как показывает практика, не мотивирует бизнес к развитию, а лишь способствует его ликвидации, поскольку СТРАХ, самая основная эмоция, сковывает все действия предпринимателя, который не видит выхода в ситуации, где норма закона оставляет огромное поле для субъективных выводов и действий налоговых органов и где налогоплательщик практически ничего не может доказать.

Презумпция невиновности в налоговых правоотношениях давно не выполняется: все доводы налогового органа о виновности налогоплательщика воспринимаются на «ура», все доводы в оправдание налогоплательщика скептически расцениваются судом и отвергаются.

Федор Клочков

Насколько публикация полезна?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Оценок пока нет. Поставьте оценку первым.

Один комментарий к “Сделали из ФНС «карательно-коллекторскую» структуру”
  1. Статья ОГОНь !!!!!!
    Неужели вас не услышат ?
    Это же глобальная проблема даже для родственников и друзей чиновников .
    Желаю удачи !!!!!!!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *