Все проблемы в астраханском рыболовстве от жадности некоторых личностей и желания достигнуть монополии в этом бизнесе. Так считает бизнесмен Сергей Кривецкий. Ему на собственном опыте пришлось столкнуться с теневой стороной рыболовного бизнеса в регионе.

Рыбаки загнаны в угол. Для их работы созданы невыносимые условия. Рыбопромышленники планируют сворачивать свою деятельность, не видя смысла в развитии этой отрасли. Поможет ли кто астраханским рыбакам — неизвестно. Но весенняя путина под срывом.

Одним из приоритетных направлений бизнеса в Астраханской области является рыбодобыча. Но просто так вылавливать рыбу в промышленных масштабах нельзя. Около десяти лет назад добычу рыбы объединили с переработкой. Рыболовецкие артели должны не только ловить, но и заниматься хотя бы элементарной переработкой выловленного речного богатства. Иначе конкурс на предоставление промысловых рыболовных участков им не выиграть. Но если бы все было так просто.

Для того, чтобы заниматься этим бизнесом мало иметь лицензию. Необходимо еще получить в пользование рыболовный участок. Однако, если ты не монополист или не владелец крупного предприятия, то получить участок для вылова рыбы очень не просто. Тем более, что «крупнякам» зачастую бессовестно подыгрывают те, кто должен справедливо распределять. В данном случае таковым видится министерство сельского хозяйства Астраханской области.

Непостижимым образом рыболовные участки, в пределах которых можно вести промысел, получают лишь те, кто так или иначе имеет «свой подход» к руководству министерства. Об этом кулуарно говорят многие из владельцев небольшого рыбодобывающего бизнеса.

В настоящее время сложилось так, что астраханские рыболовные участки захватили, в основном, крупные компании. А фирмам поменьше приходится каждый раз с боем выбивать себе возможность для работы. Или закрываться, что уже перестало быть редкостью.

Крупные компании, понимая, что их показатели никто не сможет превысить:

  • 1) отбирают(отжимают) у мелких участки, а сами на них не осуществляют добычу.
  • 2) устроили из государственного аукциона средство для манипулирования и заработка денег (хочешь, чтобы крупная компания отказалась от борьбы за РЛУ заплати бенефициару).

Для формирования рыболовных участков имеется ряд законодательных требований. В первую очередь, Водного кодекса. Перечень таких мест утверждается региональным органом исполнительной власти по согласованию с федеральным ведомством, отвечающим за рыболовство. В Астраханской области это минсельхоз. Однако чиновники не единолично принимают решение. В январе 2019 года была создана специальная комиссия, в составе которой, помимо министерских, есть представители КаспНИРХа и Росрыболовства.

Участки выделяются по итогам торгов сроком на пять лет. Но рыболовный участок может перестать быть годным для промысла гораздо раньше. Здесь играет роль и маловодье, с которым в последние годы столкнулась Астраханская область, и истощение участков. Рыбы с каждым годом становится меньше. Добавляет минус в это и пересыхание водоемов. Совсем не редкость при астраханских паводковых проблемах заиливание, что так же делает многие участки безрыбными.

Казалось бы, не сложно вовремя отреагировать на изменение обстановки и провести конкурс на перераспределение мест для вылова рыбы. Есть отработанная процедура по распределению участков. Для формирования рыболовных участков имеется ряд законодательных требований. В первую очередь, Водного кодекса. Перечень таких мест утверждается региональным органом исполнительной власти по согласованию с федеральным ведомством, отвечающим за рыболовство. В Астраханской области это минсельхоз. Кроме того, в январе 2019 года была создана специальная комиссия, в составе которой, помимо министерских, есть представители КаспНИРХа и Росрыболовства. И именно ее вердикт имеет важное значение при создании новых рыболовных участков для промысловиков. Так и исключения из списка мест, которые уже утратили свое промысловое значение.

Алгоритм не особо сложен:

«Сначала мы находим участки, которые не нарушают правила рыболовства. Чтобы не был в заказнике или заповеднике, например. Пишем заявку, указываем координаты. Отправляем в минсельхоз. Минсельхоз назначает комиссию. Члены комиссии смотрят участок и голосуют за или против», — рассказывает директор ООО «РыбаКаспия» Сергей Кривецкий.

Это в идеале. А что в действительности? На текущий момент в Астраханской области сформировано 426 рыболовных участков. По распоряжению регионального правительства от 27.12.2021 года, право заниматься промышленным и прибрежным рыболовством имеется у 53-х хозяйствующих субъектов. Как организаций, так и индивидуальных предпринимателей. Правда последних — меньшинство. И именно они выталкиваются с рынка. Несмотря на то, что именно о поддержке малого бизнеса неоднократно говорят и Президент России Владимир Путин, и Премьер-министр Михаил Мишустин. Не хотят слышать владельцев небольших рыбных предприятий в этом ведомстве.

Имеющиеся в пользовании участки обезрыбиваются. Предпринимателям уже не особо до прибыли, заплатить бы зарплаты-налоги и необходимые платежи. Что бы переломить ситуацию к лучшему, необходимо менять расположение рыболовных участков. Но не тут то было.

«Нам необходимо сырье. То есть рыба. Для этого нам нужны рыболовные участки. Мы идем к министру сельского хозяйства и рыбной промышленности, объясняем ситуацию. Нам говорят, что давать участки не будут. Объясняет тем, что в прошлом году такие рекомендации дал научно-промысловый совет», — рассказывает Сергей Кривецкий.

Комиссия по рыболовству приняла решение приостановить формирование границ рыболовных участков на территории Астраханской области. По указанию министра Пашаева такое предложение внес его сотрудник Макухин. Министр сельского хозяйства области Руслан Пашаев мотивирует бездействие министерства в вопросе смены мест добычи рыбы следующим образом:

«Вышеуказанное заключение научной организации, в частности, мотивировано нецелесообразностью дальнейшего увеличения количества рыболовных участков на территории Астраханской области в связи со снижением показателей состояния промысловых запасов, фактической переэксплуатацией водных биоресурсов дельты реки Волга и снижением эффективности промысла».

Стоит отметить, что решение комиссии не является запретительным, а лишь носит рекомендательный характер.

Сергей Кривецкий неоднократно пробовал общаться на тему рыболовных участков с чиновниками из областного правительства. Тем же министром Пашаевым, с бывшим министром минэкономразвития области, а потом советником губернатора Казбеком Хадиковым, да и с другими. Максимум, что он слышал в ответ — обещания рассмотреть внимательно этот вопрос. Но дальше обещаний, как водится, дело не идет… Но, судя по всему, такое положение дел не для всех.

Рыбодобытчики время от времени предлагают новые места для освоения. По закону вновь сформированные водные «наделы» выставляются на торги. И далеко не факт, что конкурс выиграет тот, кто найдет это рыбное место. А вот здесь то и ждет малых предпринимателей «засада». Волшебным образом раз за разом в районах конкурсы выигрывают «крупные игроки». Хотя, учитывая условия конкурса, они, при всей своей «крутости» набрать необходимое для выигрывания конкурса количество баллов не смогли бы.

«В Енотаевском районе по конкурсу никто другой не должен пройти, кроме нашей фирмы. Потому что там считаются баллы. В том числе и по численности рабочих. Причем, численность берется у тех промысловиков, которые в своем районе работают. Если я, к примеру, заявляюсь в Камызяке, у меня по баллам рабочих не считают. Будет ноль. Если кто-то с другого района заходит к нам в Енотаевский — у них будет ноль. И по переработке также с баллами. Далее — наилучшая цена и дальность по расстоянию до цеха», — поясняет Сергей Кривецкий.

ООО «РыбаКаспия» зарегистрировано в Енотаевском районе Астраханской области. Занимается не только добычей рыбы, но и переработкой рыбы. В селе Енотаевка оборудован специальный цех. В нем трудятся 6 человек. Еще 15 сотрудников — рыбаки. Они-то и обеспечивают цеховиков сырьем.

«Я заявлялся и должен был выиграть. Но они (в министерстве) долго совещались и решили пойти таким способом. Отправляют межведомственный запрос в налоговую, сколько у меня работает людей. И плюс — в статистику, сколько переработали продукции. Получили ответы. Сделали так, что вроде ответы на запросы не пришли. И поставили мне ноль по рабочим. Если не пришли ответы на запросы, по правилам должны отменить конкурс. Но не сделали. Смотрим протокол заседания конкурсной комиссии от 10 марта 2020 года. Лот No 16 — тоня Белячья, расположенная в Енотаевском районе общей площадью в 66 Га. Претендентов два: ООО „РыбаКаспия“ и ООО ПКФ „Беркут“ из Наримановского района. У обоих в графе „средняя численность рабочих“ — по нулю. И у наримановцев, что логично, и у енотаевцев, что уже непонятно. Выигрывает конкурс, кстати, первый», — сетует бизнесмен.

И такое положение дел не только в Енотаевском районе. К хорошему это вряд ли приведет. Вот лишь небольшие статистические цифры: еще 2019 году в Астраханской области рыбной добычей занимались 66 хозяйствующих субъектов. А в текущем уже всего 53. И скорее всего, их будет становиться все меньше. А вот крупным «игрокам рыбодобывающей отрасли» новые участки все-таки разрабатываются. А вот малые предприниматели их не увидели.

Стоит отметить, что Пограничное Управление ФСБ России по Астраханской и Калмыцкой областям стало более тщательно контролировать крупные компании. Благодоря действиям сотрудников ПУ ФСБ в этом году им закрутили гайки и контролируют вылов на тонях. Теперь крупным компаниям наличие большого количества участков аукнулось тем, что у них не хватает квоты для рыбаков, тем самым рыбаки останутся без работы и заработков. Теперь им не нужно большее количество участков. А нужны более «рыбные». А таковое не видится возможным без «тесного взаимодействия» с министром.

Ну а малым предпринимателям приходится для того, чтобы не останавливать производство, рыбную продукцию покупать у тех же «крупняков». В замороженном виде. А учитывая, что вес этой продукции существенно дополняет лед (до 30 процентов общего веса), продукция становится «золотой», а ведение бизнеса нерентабельным. Качество же купленной в этом случае рыбы так же оставляет желать лучшего.

Ярким примером того является продукция ООО «Оранжерейские деликатесы», купленная Кривецким не так давно. Для урегулирования вопроса с качеством и весом даже пришлось вызывать сотрудников полиции. И только после этого ООО согласилось отминусовать от общего веса лед.

Предприниматели чуть не стонут от такого положения дел. Но на все возражения министр Пашаев со слов Сергея Кривецкого заявлял:

«Если что-то не нравится, продавай предприятие и уходи с рынка».

Вот такой вот подход у министра. Это явное лоббирование именно крупного бизнеса и наплевательское отношение к малому, а соответственнои словам высших руководителей нашей страны. Кроме того, невзирая на введённый с 10 марта постановлением председателя правительства России Михаила Мишустина мораторий на плановые проверки, в отношении рыбаков проводится бесчисленное количество проверок. Порой необоснованных и абсурдных:

  • — Во время весенней и осенней путины на каждом рыбном предприятии дежурит служебный катер береговой охраны. Контроль за транспортировкой и выгрузкой уловов при прибрежном рыболовстве, на судах рыбопромыслового флота и на самих предприятиях вышел за рамки разумных пределов.
  • — Во время осуществления рыбаками лова их ежедневно отвлекают одними и теми же проверками: орудий лова, плавсредств, рыбопромысловых журналов, финансово-хозяйственной документации — а именно, накладными о приёмке рыбы.
  • — При погрузочно-разгрузочных работах и приёмке рыбы на предприятиях, где работают женщины и старики, круглосуточно находятся вооружённые люди в форме, которые контролируют объём выловленной рыбы, видовой состав, занимаются перевесом и пересчётом. Делается это на оборудовании предприятий с привлечением сотрудников предприятий. Таким образом отвлекаются значительные силы и средства предприятий, нарушаются технологические процессы, что негативно отражается на качестве рыбной продукции и результатах работы предприятий.
  • — Сотрудников предприятий постоянно необоснованно заставляют повторно взвешивать уже взвешенную рыбную продукцию.
  • — Пользуясь правом возбуждения административных производств по каждому малозначительному поводу — например, из-за неверно заполненного рыбопромыслового журнала и по тому подобным неважным причинам — рыбаков привлекают к административной ответственности. После чего автоматически возбуждают аналогичные административные производства в отношении юрлиц — предприятий. По каждому такому административному производству на предприятие налагают штрафы в 100-200 тысяч рублей. В результате каждое предприятие в течение года платит штрафов на миллионы рублей. Рыбный промысел лишается экономической целесообразности, зато оправдывается «палочная система».
  • —  Необоснованно изымают в качестве вещественных доказательств плавсредства, принадлежащие предприятиям, которые не являются ни предметом, ни орудием совершения административного правонарушения. Впоследствии плавсредства за ненадобностью возвращают законным владельцам, но водный транспорт длительное время не используется в хозяйственной деятельности, что причиняет предприятиям ущерб — в особенности тем, у которых нет достаточного флота.
  • — При проведении проверок правильности рыбного промысла уничтожают орудия лова: из воды их при этом не извлекают, а приводят в негодное состояние, загрязняя водоёмы. Этим также причиняется значительный материальный ущерб рыбакам и предприятиям. Вместе с тем закон на стороне проверяющих, но нормы его в Астраханской области неприменимы, поэтому соблюсти их невозможно. Ну разве можно ловить рыбу на земле без воды? Конечно, нет. Но что делать рыбакам, если в отведённых по закону расстояниях для лова рыбы их встречает суша? Вот они и ставят снасти на воде, нарушая положенные для разрешенного лова расстояния. И тут-то на них и составляют протоколы, а орудия лова зачем-то перерезают, оставляя рыбаков без дорогостоящих инструментов, необходимых в дальнейшей работе.

В такие нелегкие условия в Астраханской области поставлен малый рыболовный бизнес.

Но главное в этой истории то, что таких активных бизнесменов как Кривецкий немного. Основная масса малых предпринимателей даже не пытается отстаивать свои права. «Молчат, как рыбы». Только вот этакое молчание может вполне закончится банкротством. А это минус платящий налоги предприниматель, плюс потерявшие работу и доходы семьи рыбаков. Вряд ли это хорошо…

«Нашей промышленности как никогда требуется помощь и поддержка, но её попросту добивают. Рыбаки уверены, что делается это не специально, а из-за необходимости выполнения плановых показателей по проверкам и штрафам. Но как астраханские предприятия смогут обеспечить обозначенную президентом Владимиром Путиным 5 апреля на совещании по развитию рыбохозяйственного комплекса задачу — „выйти на опережающие темпы роста (…) выше трёх процентов в год“? Вопрос в нашем регионе теперь стоит проще — выживет рыбная отрасль или тихо исчезнет под гнетом проверок?», — отмечают эксперты.

Продолжение в наших последующих публикациях.

Игорь Глуховский

Насколько публикация полезна?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Оценок пока нет. Поставьте оценку первым.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *