Газификация населенных пунктов страны — это, безусловно, дело очень нужное, жизненно необходимое. Однако, при всех положительных моментах здесь обнаружилась и обратная сторона. Сельские населенные пункты, с бюджетом стремящимся к нулю, вынуждены брать газопроводные сети на свой баланс и содержать их. При этом, газовый гигант даже не удосужится поинтересоваться тем, каково сельским поселениям тянуть на себе бремя содержания этих объектов. Получается, что Газпром интересует только прибыль, и ничего, кроме прибыли?
Многие главы поселковых образований молчат об этом. Попросту боясь озвучить данную проблему, опасаясь, что потеряют свое место главы. Но есть и те, кто не хочет молчать. Понимая, что и без того скудный бюджет поселения, благодаря новой и немалой нагрузке, попросту не потянет многое из того, что на эти деньги можно было бы сделать для развития сельского поселения.
Село Тумак Володарского района Астраханской области. Глава муниципального образования «Тумакский сельсовет» Алексей Калюжный не побоялся поднять эту тему. Он, стоит заметить — вполне справедливо, отмечает, что, по совести, и справедливости затраты на содержание газонесущих сетей должна нести организация, которая получает с этого сверхприбыли.
Действительно, цены на потребление газа растут, при этом всевозможные филиалы Газпрома еще и стараются спихнуть с себя расходы, связанные с доставкой газа населению. А таковое стало возможным и благодаря тому, что, как видится, газовый монополист имеет свое лобби среди депутатов Государственной Думы. А те, в свою очередь, продвигают законы, позволяющие ему получать прибыли и сбрасывать с себя значительную нагрузку в виде содержания газовых сетей. Перекладывая расходы по их содержанию на муниципалитеты.
На территории МО «Тумакский сельсовет» функционируют такие объекты газоснабжения, как газораспределительные сети села Тумак, ГРПШ, протяженностью 2023 метра. Все указанные объекты не имеют признаков самовольно возведенных сооружений. Однако АО «Газпром распределение Астрахань» считает, что данные объекты ему не принадлежат и отказывается принимать их на свой баланс. Считая бесхозными.
А ведь к данной сети присоединены потребители. Прокурор Володарского района даже обратился в суд с иском к администрации МО «Тумакский сельсовет». Так как считает, что администрация бездействует, не беря на свой баланс эти бесхозные объекты. А скоро отопительный сезон. Суд состоялся. Но что примечательно — ни одного представителя, казалось бы, заинтересованных организаций (ООО «Газпром межрегионгаз Астрахань», ООО «Газораспределение Астрахань», Нижне-Волжское Управление Ростехнадзора, Агентство по управлению госимуществом Астраханской области) на суде так и не появилось. Что касается решения, то, если совсем коротко, МО «Тумакский сельсовет предписали взять данные объекты на свой баланс, как бесхозные.
Кстати говоря, если уж возникла такая ситуация, данные «бесхозные» объекты газоснабжения мог бы взять на свой баланс собственно Володарский район. Так как сделанные запросы в Росреестр показывают, что земельные участки под каждым ГРИ — 17, ГРИШ — 28, а также газораспределительные сети протяженностью 2023 км., отмежеваны и находятся в собственности муниципального района (выписки, акт, видео-фото материалы имеются).
Тем более, что указанные объекты находятся в категории «особо опасных объектов», эксплуатировать и обслуживать которые — это не уровень сельского совета. Тем более, что, если следовать букве закона досконально — взять на баланс и обслуживать подобный объект, это прямой путь к уголовной статье «Превышение полномочий».
Но главу администрации сельсовета услышать не захотели. Что в активе?
В 25.11.2021. Володарским районным судом было вынесено судебное решение, которое обязывало администрацию МО «Тумакский сельсовет» в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обратиться с заявлением в органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, о постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества — газораспределительные сети с.Тумак ГРИ No 17; 28, протяженностью 2023,0м. Судебное решение вступило в законную силу 25.11.2021 г.
Однако имеются обстоятельства, предусмотренные статьей 392 Гражданского процессуального кодекса РФ, которые являются основанием для пересмотра судебного решения. И которые не были и не могли быть известны заявителю, а именно: на основании Федерального закона от 21.12.2021г. No 430-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса РФ».
Где установлено: «5. С заявлением о принятии на учет бесхозяйных линейных объектов наряду с органами, указанными в пунктах 3 и 4 настоящей статьи, вправе обратиться лица, обязанные в соответствии с законом осуществлять эксплуатацию таких линейных объектов». Руководствуясь Российским Законодательством у эксплуатирующей организации АО «Газпром газораспределение Астрахань» есть такое же право принять на учет бесхозяйный линейный объект: газораспределительные сети с.Тумак, ГРИ No 17;28, протяженностью 2023,0 м., как и у администрации МО «Тумакский сельсовет».
Более того, при составлении технической документации на ‘бесхозяйный линейный объект администрация МО «Тумакский сельсовет» обнаружила свою несостоятельность при подготовке такой документации из-за отсутствия полномочий и специалиста, способного на законных основаниях проверить такую документацию.
Повторимся, «несостоятельность» сельской администрации состоит в превышении полномочий, в случае принятия данных объектов на баланс и обслуживания. И в отсутствии необходимых для этого финансовых средств. О чем было сообщено главе МО «Володарский район» Хамзе Исмуханову.
В ответ администрация Володарского района сообщила о намерениях взять на себя половину необходимых расходов. Но и это не выход. Во-первых, момент превышения полномочий от этого никуда не исчезнет. А во-вторых, даже покрытие половины требуемых расходов существенно ударит по сельскому бюджету.
А что представители газового монополиста? Их позиция четко просматривается из письма в адрес главы МО «Тумакский сельсовет Калюжного:
«По результату рабочей встречи Губернатора Астраханской области И.Ю. Бабушкина и генерального директора ООО „Газпром межрегионгаз“ С.В Густова Правительством Астраханской области принято обязательство по оформлению администрациями муниципальных образований Астраханской области в муниципальную собственность бесхозяйные сети газораспределения, расположенные на территориях муниципальных образований, в срок до 31 декабря 2021г.
В целях осуществления контроля за проведением работ по оформлению права собственности на бесхозяйные газопроводы прошу Вас предоставить в адрес АО „Газпром газораспределение Астрахань“ информацию о принятых администрацией муниципального образования „Тумакский сельсовет“, мерах по постановке на учет бесхозяйного объекта».
После чего администрацию МО «Тумакский сельсовет буквально завалили подобными письмами. Как видится, прибыли получать господа газораспределители не против. И желательно — побольше. А вот взять на баланс (скорее всего не без участия своих же работников) построенные газовые объекты они не хотят. Ведь это создаст расходы, уменьшающие прибыль… Так получается?
Устав доказывать очевидное, Алексей Калюжный обратился к депутатам Государственной Думы:
«Уважаемые депутаты Государственной думы РФ.
Обращается к вам глава МО «Тумакский сельсовет» Астраханской области Володарского района Калюжный Алексей Викторович.
Прокуратура и Районные суды, действуя в рамках Российского законодательства, заставляют муниципальные образования ставить на баланс бесхозяйные линейные объекты газоснабжения. Процедура довольно дорогостоящая. Почему коммерческая компания ООО «Газпром межрегионгаз» получает прибыль, функционируя на территории поселения, а ставить на баланс объекты, приносящие доход Газпрому должен глубоко дотационный муниципалитет? Основными полномочиями которого является благоустройство.
Газоснабжение вообще относится к полномочиям муниципального района. И кстати насчет благоустройства. Один из газораспределительных шкафов, которые муниципалитет должен поставить на баланс, находится во дворе четырехэтажного жилого дома, там, где по идее должна стоять детская площадка, а на ней играть дети. Где надзорные органы?
21.12.2021 года вступил в силу закон дающий право эксплуатирующей организации принимать на баланс бесхозяйные линейные объекты. В связи с этим хочу отметить ПАО «Россети». Уже в феврале 2022 года в муниципалитет пришел запрос от ее руководства о постановке на баланс всех бесхозяйных электрических сетей. Вот это я понимаю хозяйственный подход к обеспечению электроэнергией. Что у компании ООО «Газпром газораспределение» меньше финансовых средств или ресурсных возможностей? Или единственная ресурсная возможность еженедельно посылать письма в муниципалитеты о скорейшей постановке на баланс?
Уважаемые депутаты Гос. Думы РФ!
Может быть законодательно обязать эксплуатирующие организации принимать на баланс бесхозяйные объекты? И вообще, может быть, пришла пора заняться Российским законодательством и привести его в порядок, соответствующий Российским реалиям! Докажите свою состоятельность: вносите поправки, меняйте законы многие из которых либо не работают, либо тормозят развитие экономической ситуации в нашей стране. Мы в Вас верим!».
Ну а пока глава администрации МО «Тумакский сельсовет Алексей Калюжный находится «между молотом и наковальней»: возьмешь на баланс — могут обвинить в превышении полномочий и разрушишь и без того скудный сельский бюджет. Не возьмешь — могут последовать санкции прокуратуры. Каков выход? Может администрация губернатора Астраханской области сможет помочь в подобных ситуациях? Или у губернатора Бабушкина нет ни желания, ни влияния для решения подобных вопросов?