Собственно, почему заговорили о национализации или приватизации? Основная причина — западные санкции. Их необходимо преодолеть. Цель глобальная и она требуют средств. И их необходимо где-то изыскивать. Да еще и с управлением в некоторых важных отраслях не все в порядке. А соответственно — это отражается как на эффективности собственно этих отраслей, так и на эффективности экономики в целом.

В 2022 году в отношении 60 чиновников были заведены уголовные дела о коррупции в оборонно-промышленном комплексе. Число дел по этим статьям, которые поступили в суды, увеличилось на 10% по сравнению с 2021 годом (8,7 тыс. дел против 8 тыс.). Ситуация, которая не устраивает здравомыслящих. Александр Бастрыкин, Глава Следственного Комитета России, обратил пристальное внимание на происходящее.

«Очень много мошеннических схем реализуется даже в сфере оборонной промышленности. В это тяжелое для страны время, выполняя оборонзаказ, нашими корпорациями допускаются факты коррупции и воровства. Дальше уже просто ехать некуда», — сообщил господин Бастрыкин на сессии «Уголовная ответственность юридических лиц: проблемы и перспективы» в рамках Петербургского международного юридического форума (ПМЮФ).

К сожалению, о каких конкретно махинациях идёт речь и в каких именно корпорациях процветает коррупция, глава СК не уточнил. То, что в оборонке крутятся миллиарды, знают все. А где миллиарды, там и серые схемы. Нечистых на руку дельцов не останавливает даже тот факт, что к лицам, допустившим срыв оборонзаказа применяются самые жесткие меры.

Ситуация настолько встревожила Главу СК, что он предложил национализировать основные отрасли экономики. По сути, речь идет об экономической безопасности в условиях войны, сказал глава Следственного комитета, цитирует слова Александра Бастрыкина издание «РБК».

«Мы говорим, по сути, об экономической безопасности в условиях войны… А дальше — следующая ступень — давайте пойдем по пути национализации основных отраслей нашей экономики», — сказал Глава СК России.

Это резонансное заявление главы СК прозвучало на сессии «Уголовная ответственность юридических лиц: проблемы и перспективы» в рамках Петербургского международного юридического форума. Безусловно, в условиях обострения международной борьбы контроль над работой важных для безопасности страны предприятий должен быть усилен.

Но, судя по всему, речь идет не о повальной передаче частной собственности государству, а только о предприятиях, которые имеют критически важное значение для национальной безопасности и не справляются со своими обязанностями. Да и в Правительстве, судя по ряду высказываний высокопоставленных лиц, идею национализации не особо поддерживают. Как видится, чиновники больше надеются на «новую приватизацию».

Так в апреле 2023 года глава ВТБ Андрей Костин в колонке для РБК писал, что для построения новой модели роста экономики на основе внутренних ресурсов нужны деньги, привлечь которые можно, в том числе с помощью перезапуска приватизации. Он считает, что приватизация, помимо привлечения средств в бюджет от продажи имущества, поспособствует развитию конкуренции, укреплению основ рыночных механизмов, приданию динамики дальнейшему развитию фондового рынка и «формированию новой генерации менеджеров.

Как говорится, мнения не совпадают. Тот же замминистра финансов господин Моисеев анонсировал скорую волну приватизации.

«Новая крупная приватизация должна состояться, но сначала необходимо выполнить поручения президента и сформировать рынок российских инвесторов», — заявил Алексей Моисеев, выступая на XI Петербургском международном юридическом форуме.

Более того, он заявлял о подготовке в стране некоего специального маркетплейса, в котором бизнесмены смогли бы, как в онлайн-магазине, выбирать себе предприятия госсобственности. По его словам, необходимо понять, кому продавать. То есть, в России должен сформироваться активный розничный инвестор, сказал Моисеев. Он пояснил, что если продавать сейчас, то это будет похоже на события 1994 года с залоговыми аукционами.

Кстати, в Кремле, комментируя идею главы ВТБ о перезапуске приватизации, заявляли, что не обсуждают возможность возобновления приватизации, но назвали ее интересной.

Так что же лучше — «новая национализация» или «новая приватизация»? Вопрос пока остается открытым.

главный редактор издания «Российский Репортер», член Союза журналистов России  Игорь Глуховский

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *