Буквально на днях глава МВД Владимир Колокольцев сообщил о том, что в полиции появился серьезный дефицит кадров. Теперь эксперты говорят о дефиците кадров в транспортной отрасли.
«В последние десять лет отмечается нарастание дефицита водителей грузового и пассажирского транспорта. Для понимания масштабов проблемы следует учитывать, что 69,2% грузов и 58,2% всех пассажиров в России перевозятся транспортными средствами, управляемыми профессиональными водителями. По официальным данным Минтранса РФ, в сфере перевозки пассажиров среднесписочная численность работников за 2022 г. сократилась от 5,3% до 15,3%, в зависимости от вида перевозок, а в сфере перевозки грузов — увеличилась на 5,6%», — говорит председатель правления ассоциации «Межрегионавтотранс» Сергей Храпач.
По его мнению, отток кадров из транспортной отрасли обусловлен несколькими причинами:
- — Низкой заработной платой в соотношении с тяжелыми условиями труда, что делает профессию непрестижной. Так, по данным Минтранса РФ, средняя номинальная заработная плата на автомобильном транспорте в 2022 г. в пассажирском сегменте увеличилась на 24% и составила 43560 руб., а в грузовом — на 16,3% и составила 66690 руб.
- -Старением кадрового состава пассажирских и грузовых перевозчиков — в структуре водительского состава доля граждан старше 50 лет составляет 55-60%, в зависимости от вида транспорта и перевозок. Выбывающих на пенсию, а также по состоянию здоровья, препятствующему управлению транспортным средством, водителей заменить некем, т.к. кадрового резерва не создано.
- -Отсутствием государственной системы подготовки профессиональных водителей. Так, в СССР понятие профессиональный водитель» было введено в 1923 г., а подготовка и переподготовка (повышение квалификации) водителей автотранспортных средств для отраслей народного хозяйства страны советов осуществлялась только в учебных заведениях системы Государственного комитета СССР по профессионально-техническому образованию, министерств автомобильного транспорта союзных республик и организациях ДОСААФ СССР, квалификационные требования к таким водителям утверждались с участием профессиональных союзов, причем уровень оплаты труда водителей напрямую и существенно зависел их подтвержденной квалификации (классности). В современной России аналогичной системы подготовки и переподготовки водительских кадров не создано».
Эксперт считает, что проблему нехватки квалифицированных водительских кадров путем привлечения мигрантов уже не решить, так как в 2023 году Правительство РФ разрешило до 24% от общей численности работников замещать иностранными гражданами, но, как показывает практика, даже мигранты не стремятся работать в транспорте, предпочитая менее тяжелый и более оплачиваемый труд на стройках и в ЖКХ.
Сергей Храпач обратил внимание на то, что проблема усугубляется тем, что подготовке кадров в транспортной отрасли до сих пор не уделяется должного внимания:
«К сожалению, в Концепции подготовки кадров для транспортного комплекса до 2035 г., утвержденной распоряжением Правительства РФ от 06.02.2021 г. No255-р не предусмотрены мероприятия по формированию квалифицированного кадрового водительского резерва, акцент делается на подготовку кадров для авиационного, железнодорожного транспорта, дорожного строительства и транспортной безопасности», — считает эксперт.
главный редактор издания «Российский Репортер», член Союза журналистов России Игорь Глуховский