На создании четырех агломераций правительство не остановится. Во Фронтальной стратегии развития страны предусмотрено появление 41 агломерации к 2030 году, в том числе в Нижегородской, Самарской, Калининградской, Свердловской, Тюменской, Новосибирской и в других областях.
«Власти изменили тактику объединения регионов, встреченного в штыки жителями и элитами субъектов РФ. Как сообщил федеральному информагентству источник, близкий к правительству России, теперь планируется использовать мягкий механизм создания агломераций. По данным собеседника, первыми участниками проекта станут восемь субъектов страны. Впоследствии этот опыт будет распространен на другие регионы. Всего в России должна остаться 41 мегатерритория», — пишет ИА «AmurMedia».
Источник в правительстве рассказал журналистам, что в проекте Фронтальной стратегии развития страны, которая разрабатывается под руководством Хуснуллина, объединение субъектов РФ будет вестись в виде создания межрегиональных агломераций.
«Мегаполисы должны развиваться в первую очередь, так как там сосредоточены «наибольшие точки роста», — высказался на Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ-2021) вице-премьер.
Уже определены «приоритетные агломерации первого порядка» — Московская, Петербургская, Казанская и Краснодарская.
«Столичная агломерация, объединяющая Москву и Московскую область, — самая крупная. По данным Росстата, в 2020 году в ней проживало более 17 млн человек. Ежедневно из Подмосковья на работу в столицу ездят около 800 тысяч жителей. Часть из них пользуется запущенными в 2019 году Московскими центральными диаметрами (МЦД), которые соединяют города области и центр Москвы, часть — личным транспортом. Здесь строится Центральная кольцевая автодорога (ЦКАД, проходит по области). Границы между Москвой и Подмосковьем размыты: по сути, это давно единый макрорегион с разными органами управления.
В Санкт-Петербургскую агломерацию входят Питер и Ленинградская область (более 6 млн человек). Она будет увеличиваться за счет развития „городских электричек“ (по образцу МЦД). Губернатор Александр Беглов на ПМЭФ-2021 заявил, что строительство скоростной железной дороги позволит присоединить к агломерации еще и Новгородскую область, а это почти 600 тысяч человек.
В Краснодарскую агломерацию войдет часть Адыгеи. Общая численность составит 2,7 млн человек. Казанская агломерация тоже объединит два региона — Татарстан и частично республику Марий Эл (города Волжск и Звенигово). В совокупности население этой агломерации превысит 1,6 млн человек».
Источники сообщают, что на примере первых четырех агломераций можно увидеть значительную разницу в бюджетной обеспеченности субъектов. Так, доходы Москвы в этом году прогнозируются на уровне 2,6 трлн рублей, Подмосковья — 589 миллиардов. Бюджет Санкт-Петербурга запланирован в 651 млрд рублей, Ленинградской области — 155,3 млрд, Новгородской — всего 39 миллиардов. В казне Краснодарского края доходы прогнозируются в размер 294 млрд рублей, в Адыгее — 26,5 миллиарда. Бюджет Татарстана составляет 274 млрд рублей, Марий Эл — 40 миллиардов.
Логика правительственных чиновников вполне ясна:
«При присоединении бедного региона к богатому исчезает дотационный регион. Для федерального центра упрощается управляемость субъектами — их становится меньше. Но административное объединение вызывает недовольство жителей и неприятие со стороны элит, которые сидят на бюджетных потоках или являются монополистами в своих территориях — им придется конкурировать с элитами соседнего региона. Создание межрегиональных агломераций частично решает проблему бедных субъектов, не вызывая такого отторжения, как административное объединение».
По замыслу инициаторов столь масштабного изменения —
«Создание агломераций приведет к стиранию административных границ вошедших в них регионов. Произойдет их естественное объединение и укрепление. Объединение в агломерации может активизировать процессы укрупнения регионов и сделать их незаметными и безболезненными для жителей, так как проживая на одной территории, они будут пользоваться благами другой. Будет создана единая транспортная система и ликвидированы пробки, у регионов появится общий рынок труда и градостроительная политика, социальная инфраструктура. Агломерации станут для власти инструментом, который позволит ликвидировать в первую очередь «матрешечные регионы» — такие, как Ненецкий АО и Архангельская область; ЯНАО, ХМАО и Тюменская область; Краснодарский край и республика Адыгея. «Вопрос — как объединить бюджеты, как интегрировать регионы и их экономику друг в друга», — отметил один из экспертов.