Калининградский морской торговый порт относится к числу стратегических предприятий Калининградской области, которое в условиях блокирования сухопутных перевозок через Литву имеет большое значение для расширения морского транзита в регион. Соответственно, и область, и государство в целом, заинтересованы в стабильной работе порта и его развитии. В современных условиях, когда страна находится под прессом экономического и политического давления, это крайне важно. Но, есть основания полагать, ясно это далеко не всем. Иначе как объяснить то положение, в котором сегодня оказывается Порт? На сегодняшний день существует серьезная угроза его банкротства!
Этому предшествовал длительный конфликт акционеров и деградация управления Портом.
Как говорится, начали «за здравие»: С 1989 по 2009 годы профессиональный портовик гендиректор и акционер Порта Калиниченко добивался направления значительных средств на его развитие. И к 2007-2008 годах объем перевалки грузов в Порту превысил 400 тысяч тонн в месяц. Но видимо работа на «общее благо» устраивала не всех.
И в 2009 году акционеры Колесник и Дорофеев, владевшие контрольным пакетом акций Порта (57%), досрочно прекратили полномочия Калиниченко, отстранили его от участия в управлении Портом, после чего установили себе высокие выплаты. Из-за конфликта Колесника с Калиниченко, из Порта был выдавлен владелец автоматического терминала по перегрузке цемента – ООО «Калининградцемент», поставлявший в регион недорогой цемент морским путем. В марте 2017 года арбитражный суд взыскал с Порта в пользу ООО «Калининградцемент» 40 млн. рублей убытков за 2016 год.
После увольнения Калиниченко из Порта практически прекратились инвестиции в его развитие, началось разрушение его инфраструктуры. Из-за неубранного снега рухнула крыша склада-холодильника площадью свыше 3 000 м2, автобаза и погрузочно-перезгрузочная техника были выведены на подконтрольную Колеснику фирму. При этом налог на имущество Порта снизился с 14,8 млн. рублей в 2018 году до 8 млн. рублей в 2021 году. В 2017 году Калиниченко был вынужден продать свои 43 % акций новому акционеру. Далее, как видится сегодня, «бал правила нажива».
Убытки Порта в 2020-2021 годах (289 млн. рублей) почти совпадают с расходами Порта на выплату доходов семье Колесника (280 млн. рублей). Даже при убыточной деятельности основной акционер, ныне депутат Государственной Думы Андрей Колесник, выжимает из Порта последние деньги для личного обогащения. В 2020-2021 годах Колесником А.И. вместе с супругой – Лысенко Н.И. получены следующие доходы в Порту:
Складывается однозначный вывод: Колесник заинтересован лишь в личном обогащении, получая на себя и свою жену громадные выплаты при больших убытках АО «КМТП».
За два года из кассы Порта было выдано свыше 100 млн. рублей займов доверенным лицам Колесника. Двум лизинговым компаниям оплачено около 400 млн. рублей за два представительских автомобиля и кран, стоимость которого, по мнению специалистов, завышена минимум в два раза.
Из-за этого «пира во время чумы» Порт, как видят многие попросту «тонет». Грузовладельцы бегут из Порта, так как Колесник устанавливает сильно завышенные тарифы, не обеспечивает нормальной разгрузки судов.
В 2022 году количество работников в Порту сократилось с 800 до 350 человек, докеры с зарплатой всего 35 тысяч рублей переведены на сокращенный режим работы. В четвертом квартале 2022 года объем перевалки грузов составил в среднем около 57 тыс. тонн в месяц, что явно недостаточно для финансирования минимальных текущих расходов.
Появились первые неплатежи. Арбитражным судом Калининградской области в декабре 2022 года приняты иски ФГУП «Росморпорт» о взыскании арендных платежей за июль-октябрь 2022 года в размере 7 897 063 рублей (дело № А21-13174/2022) и ООО СК «Сбербанк Страхование» о взыскании 2 043 246 рублей страхового возмещения (дело № А21-15321/2022). Между тем у самого депутата, а по совместительству – фактического владельца Порта «все в шоколаде». Согласно данным из открытых источников, его доход (вместе с супругой) за 2019-2021 годы составил 347 миллионов рублей.
Казалось бы, человек, являющийся крупнейшим акционером предприятия (к тому же — депутат Государственной Думы!), должен заботиться о его выводе из кризиса, искать пути развития. Но, по всей видимости, Колесника это мало волнует. Как поясняют люди, не понаслышке знакомые с ситуацией в Порту, сегодня все происходит «с точностью до наоборот». То, что несомненно пошло бы на пользу предприятию, Колесника видимо не интересует.
Новый акционер с 46,5 % акций Порта, которому подконтрольны ряд успешных компаний в транспортно-логистической сфере, владеющий большим судоходным флотом, предложил приобрести на Порт собственные суда, обновить производственную базу, оптимизировать непроизводственные расходы.
Однако вместо налаживания конструктивного взаимодействия с новым акционером, Колесник не только постоянно препятствует включению кандидатов этого акционера в Совет директоров и ревизионную комиссию, но вообще не допустил его представителей к участию в собрании акционеров в июне 2022 года. В Совет директоров и ревизионную комиссию Порта избираются только подконтрольные Колеснику А.И. лица для обеспечения беспрепятственного присвоения им денежных средств и активов Порта.
Информация к размышлению:
«С 2017 года в Совет директоров, состоящий из пяти человек, избирались два водителя Колесника, его супруга, а также руководитель службы безопасности Порта — партнер Колесника в спортивно-криминальных кругах. Один из работников этой службы безопасности привлекался к уголовной ответственности за соучастие в убийстве депутата Зеленоградского окружного Совета Кондратова В.В. (заказчик убийства пока не установлен). В 2015 году органами ФСБ в Порту был вскрыт канал крупной контрабанды наркотиков (в контейнерах было обнаружено более полтонны кокаина)».
Впрочем, тяга Колесника к большим деньгам вполне понятна. По некоторой информации, которую в Калининграде знает чуть ли не каждая собака, Андрей Колесник, ныне фактически владелец Порта и депутат Государственной Думы, с 1993 по 1997 год был активным членом одной из ОПГ. В оперативных материалах того времени он фигурировал как „Кинг-Конг“ и Андрюха „Колесо“ из-за своей физической силы и агрессивности. Группировка занималась захватом активов, рэкетом, „крышеванием“, заказными убийствами. Доказана причастность ОПГ, к которой имел отношение Андрюха „Колесо“, к убийствам 7 человек.
Но фигура Колесника почему-то не особо интересует правоохранительные органы. Может благодаря «высокому покровительству»? Ведь еще в апреле 2013 года Комиссия Госдумы по доходам, приняла решение не проводить проверку в отношении Андрея Колесника о возможном незаконном совмещении бизнес-деятельности с депутатскими трудами, не найдя «оснований для этого».
Эта история еще не закончена. Мы будем пристально следить за развитием событий вокруг Калининградского Морского Торгового Порта.
главный редактор издания «Российский Репортер», член Союза журналистов Игорь Глуховский