Попытку объединения совершенно разных по уровню и направленности театров сравнили с разрушившей отечественное здравоохранение и образование оптимизацией. А еще ее назвали «рейдерским захватом». Сотни актеров выразили свое негативное отношение к происходящему и уповают на здравомыслие мэра Москвы Сергей Собянина. Но никак ни на чиновников московской Мэрии.

Актёры и художественные руководители сразу нескольких столичных театров выступили против решения департамента культуры Москвы под руководством Александра Кибовского по объединению коллективов. Они опасаются упразднения управленческих должностей и увольнения артистов. По словам попавших под «оптимизацию» деятелей, чиновники никак не объясняют им причины и последствия реорганизации. Какие труппы соединяют, почему некоторые считают этот процесс «рейдерским захватом зданий».

В частности, категорически против подобного объединения выступает коллектив столичного театра «Сфера». Вашему вниманию предлагается видео обращение коллектива театра к мэру Москвы Сергею Собянину:

«Уважаемый Сергей Семенович!

К Вам обращается коллектив Московского драматического театра «Сфера» и его главный режиссёр народный артист России Александр Коршунов.

Сергей Семёнович, мы прекрасно знаем тот колоссальный объем работы во всех сферах, который вам приходится делать каждый день. Но наша ситуация настолько острая, что мы обращаемся к Вам с нашей огромной просьбой. Мы просим Вас лично разобраться в вопросах присоединения московского театра „Сфера“ к театру „Эрмитаж“.

Для нас, для театра, приказ Департамента культуры от 29 марта, для театра абсолютно уникальной формы, Вы видите — это СФЕРА, доя театра любимого тысячами москвичей, поколения москвичей выросли на любви и связаны с нашим театром, для театра абсолютно успешного по всем показателям, для театра, стоящего на позиции русской реалистической психологической школы, для нас этот приказ означает уничтожение, исчезновение, как самостоятельной театральной единицы.

Мы очень просим Вас лично разобраться в этом вопросе и нам помочь. Мы верим в то, что Вы нам поможете. Ждем Вас в нашем любимом театре „Сфера“», — таков крик души театральных деятелей».

 

 

Весь коллектив театра — 104 человека — создал петицию против объединения. Которую на данный момент подписали более десяти тысяч человек.

«Приказ Департамента культуры о присоединении «Сферы» к театру «Эрмитаж» поверг нас всех в шок. Я, главный режиссер театра, и весь наш коллектив считаем его необдуманным и совершенно неприемлемым. Наш театр является абсолютно успешным по всем показателям. И творческим, и финансовым. И не нуждается ни в какой реорганизации. «Сфера» — абсолютно уникальный по своей художественной стилистике театр, единственный такой в Москве и в России. Его нельзя объединить ни с каким другим. Наконец – это театр, всей своей жизнью и творчеством утверждающий высокие идеалы духовности и нравственности, традиционные ценности и подлинный патриотизм. Мы убеждены, что этот приказ должен быть отменен! А проблема необходимости и критериев объединения московских театров требует серьезного и открытого обсуждения», — выразил позицию театра главный режиссер театра «Сфера» Народный артист Российской Федерации Александр Коршунов.

Ещё одним примером слияния стало присоединение Московского открытого студенческого театра (МОСТ) к театру имени Моссовета по решению того же департамента культуры Москвы от 2 апреля 2022 года. Как и в случае с «Эрмитажем» и «Сферой», здания этих театров расположены неподалёку друг от друга.

По словам директора театра МОСТ Ирины Большаковой, эта новость стала для неё «полной неожиданностью». Она объяснила NEWS.ru, что студенческий театр всегда был уверен в своей «неприкосновенности».

«Нас удивила сама концепция объединения двух конкретных театров. Один только обучает актёрскому мастерству, а другой почти 100 лет представляет настоящих профи, звёзд театра. Пока театр находится „на нулевой отметке этой дистанции“ (процесса объединения), МОСТу пообещали статус обособленного структурного подразделения театра имени Моссовета. Однако конкретных формулировок директора учреждений ещё не утвердили», — рассказала Большакова.

Первый заместитель Председателя Союза театральных деятелей России, актёр театра им. Моссовета Евгений Стеблов выразил свое мнение, сравнив попытку «оптимизации культуры» со спецоперацией:

«Как я понимаю, эта инициатива исходит от государственных структур. Сейчас особый период, спецоперация. Думаю, объединение связано с экономией средств. Видимо, это необходимая вещь. Нельзя же рассматривать театральные обстоятельства вне всего? Раз есть такая государственная направленность, остаётся только думать, как сделать лучше, а не упираться и говорить „нет“», — утверждает Стеблов.

Но это еще не все. 5 марта 2022 года департамент культуры Москвы обнародовал приказ о присоединении драматического театра «АпАРТе», который существует уже 25 лет, к театру на Таганке. Это так же вызвало острое неприятие в среде театральных деятелей. Труппа «АпАРТе» выступила против слияния и создала петицию, которую на момент публикации статьи подписало более двух тысяч человек.

Художественный руководитель театра Андрей Любимов заявил, что считает идею объединения «рейдерским захватом». По его мнению, слияние приведёт «к уничтожению театра, репертуара и труппы».

«Мы присоединяемся к театру на Таганке путём слияния. Название „АпАРТе“ исчезнет и его юридический адрес тоже. Руководство „АпАРТе“ исчезает, а вся труппа переходит к театру на Таганке. Мы с директором получили уведомление, что нас увольняют в связи с сокращением. Останется один театр на Таганке. То же самое происходило с „Содружеством актёров Таганки“, когда все его артисты просто присоединились к труппе Апексимовой», — объясняет Любимов.

А еще, В начале марта 2022 года департамент объявил о соединении Центра им. В. Мейерхольда, который за короткий промежуток времени лишился не только директора Елены Ковальской, но и художественного руководителя Дмитрия Волкострелова, и театра «Школа драматического искусства» под руководством Игоря Яцко. Что так же вызвало волну недовольства.

Единственным примером спокойного объединения можно назвать только слияние «Прогресс Сцены Армена Джигарханяна» и Театра сатиры. 28 декабря 2021 года приказом департамента культуры Москвы площадка на Ломоносовском проспекте была реорганизована путём присоединения к Театру сатиры во главе с Сергеем Газаровым.

В начале октября 2021 года режиссёра назначили художественным руководителем Театра сатиры с сохранением аналогичной должности в театре Армена Джигарханяна (ныне «Прогресс Сцена Армена Джигарханяна»), которую он занимает с декабря 2020 года.

«При этом Александр Ширвиндт, руководивший Театром сатиры с 2000 по 2021 год, остаётся на позиции президента учреждения и выражает надежду, что подобный эксперимент департамента останется всего лишь „реорганизацией, а не революцией“», — пишет издание «News.ru».

Соответственно происходящему, возникают вопросы:

  • 1. Данная «спецоперация» несет попытку рейдерского захвата выгодных в коммерческом плане зданий театров?
  1. Попытка объединения несет за собой цель поставить театральных деятелей и собственно театры под жесткую цензуру (а ведь если театров будет меньше, то и контролировать их будет проще)?
  2. Данные события есть следствие некомпетентности чиновников московской Мэрии (в частности, Главы Департамента культуры Александра Кибовского)?
  3. В курсе ли происходящего сам Сергей Собянин? А если в курсе — то почему молчит?

«Российский Репортер» будет тщательно следить за происходящим вокруг столичных «храмов культуры».

Игорь Глуховский

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

%d такие блоггеры, как: