Член Союза Писателей Москвы, популярный поэт — песенник и либреттист Сергей Сашин известен тем, что написал множество песен для Ларисы Долиной, Николая Баскова, Валерия Леонтьева, певицы Жасмин и многих других популярных исполнителей. Многие из этих песен уже давно стали народными хитами. Но немногие из непосвященных знают ещё одну ипостась Сашина — его пристрастие к мюзиклам.
Человек большого творческого дара, поэт и композитор Сергей Сашин согласился ответить на несколько вопросов, касаемых этой пока ещё недостаточно освещённой части его творчества.
— Сергей, мюзикл — это очень сложно?
— Конечно. Но то же самое можно сказать о драматическом театре и любом другом театре. Технологически это все одно и то же, но в каждом жанре есть свои приоритеты.
— Когда речь заходит о мюзикле как об искусстве?
— Конечно же, это крайне многогранно! Точно так же, как в драматическом театре или опере — технологически всё едино. Вот только каждый жанр обладает своим особым акцентом. В случае с мюзиклами объединяется литература и танец, выразительность исполнения и современные технологии. Я сам пишу тексты песен, диалоги для таких спектаклей — это не просто слова, а целый мир на сцене.
— Может ли стать популярным мюзикл на всем знакомую тему?
— Конечно. Взять хотя бы опыт с знакомым всем сюжетом любимого фильма «Служебный роман». В мюзикле он обретает новые краски. Будучи превращен в мюзикл, и он напоминает нам: чудеса случаются даже на рабочем месте!
— А как обстоит дело за рубежом?
— Побывал в Европе: Мадрид покорил своим «Королём львом»! Но… чуть-чуть артистам не хватало мастерства пения. (Улыбается)
— Проблема поиска универсальных исполнителей, которые поют, танцуют и играют?
— В России сегодня — золотой век! Артисты на высоте. Даже появилось направление выращивать специалистов «под ключ» для мюзиклов. Но… не всё так просто с термином «мюзикл». Не каждый спектакль, где звучит музыка, можно назвать им. Это — полноценный театр со своим уникальным устройством.
— Почему же тогда многие путают?
— Потому что слово «мюзикл» привлекает зрителей! Но это не всегда оправдано. Многие продюсеры ошибочно считают, что три песни делают мюзикл. Настоящий — это сложная стационарная постановка с глубоким сюжетом и профессиональной школой.
— Создать мюзикл: заманчиво или опасно?
— Для дилетантов — безусловно, опасность. Но для тех, кто в теме? Это прибыльный проект! Главное — соблюсти все законы жанра. Музыка должна быть современной и актуальной. Вообще же сегодня мюзикл в России является очень прибыльным проектом, если знать, как его поставить.
— А музыкальное оборудование важно?
— Не только аранжировка на новейшем оборудовании, но и звучание должно соответствовать сегодняшним трендам. Звуки и мелодии должны быть современны, надо прислушаться к тому, что сегодня популярно и в этом же ключе должно быть написано. Мы живем в информационном пространстве, видим, что становится популярно. Те мастера — композиторы, которые умеют это делать, я про сегодняшних говорю, они живут в музыкальном информационном пространстве и знают какие стили и направления сегодня играют и поют. И в этих сегодняшних стилях и направлениях они пишут музыку, соответственно там должен быть как минимум хотя бы один хит, который потом будет петь не только вся страна, но и весь мир. В мюзиклах должны жить хиты! Как в «Кошки», «Призраке оперы» или «Чикаго». Без этого — провал.
— Можно ли через мюзиклы отвлечь молодых от интернета?
— Вряд ли. Но можно использовать современную культуру, реп-культуру в искусстве! Это задача продюсеров — талантливо интегрировать это в постановки.
— Что для вас «продюсерский продукт»?
— Это не ругательство. Сегодня мир меняется, и продюсеры играют ключевую роль. Как у нас — Ким Брейтбург одновременно композитор и продюсер! Это значит создавать качественное развлечение. Сейчас многие делают ставки на то, что зрителя, особенного молодого, нужно развлекать.
Люди на мюзиклах должны отдыхать от повседневных забот и провести приятно время. Если, например, на спектакль приходит токарь, слесарь, или водитель трамвая, он же все равно остается им, но на два часа он перенесётся в другой мир и получит отдушину от забот домашних и рабочих. А потом вернется в свой привычный мир, но уже с хорошими эмоциями.
—А где та грань, когда надо остановиться в «развлечении», чтобы не скатиться в пошлость и глупость?
— Это вопрос вкуса и дозволенности, можешь ли ты себе позволить, а критерий есть только один: «Ради чего это делается?». Если уж так хочется можно пойти в какой-то частный клуб, где практикуется мат и пошлость, и от души насладиться подобными вещами. Но это не должно быть массово. Наша задача, чтобы наши произведения жили долго, а чтобы они жили долго, надо, чтобы наши мысли с публикой были созвучны. Понятно, что есть заказ, есть социальные потребности людей, но их можно решать различными способами, и не доводить ситуацию до каких-то сложных вещей. Где-то мы должны найти точки соприкосновения между теми, кто создает и между теми, для кого это делается. А чтобы не скатиться в пошлость, это все дело вкуса, образованности и совести тех, кто это делает.
— Довольно актуальный запрос в наше время — можно ли поставить патриотический мюзикл и насколько это на ваш взгляд уместно? Патриотический мюзикл: актуально?
— Патриотические темы всегда были в нашем искусстве, просто менялась громкость. «А зори здесь тихие», «Невский» — примеры успешных постановок! Мюзиклы могут и должны быть патриотичными.
— Что пожелать мюзиклмейкерам?
— Больше разнообразия, музыкальности и активной популяризации жанра. Пусть каждый новый проект будет шагом вперёд!
С Сергеем Сашиным беседовала Дарья Иткина