Регулярно в Москве проводятся зимние фестивали, например, «Ледовая Москва. В кругу семьи». Один из участников этих фестивалей — чемпион мира по созданию ледяных скульптур Виктор Золотов. Он продолжает работать в своей мастерской и больше сейчас пишет маслом. Но мы побеседовали и ледяных скульптурах.

«Лед — это самый лучший материал для творчества»

« В столице также пользовались популярностью фестивали ледяных скульптур на Пушкинской площади и в парке «Сокольники», надеюсь, что в этом году такие фестивали порадуют горожан и гостей столицы», — утверждает Виктор Золотов.

Сам Виктор Золотов неоднократно принимал участие в изготовлении скульптур на Поклонной горе и на Пушкинской площади, знаком со многими мастерами из России и из-за рубежа. С его слов очень активно распространено это направление искусства в США, Китае и Японии, где ледяные художники не остаются без работы круглый год.

«В России же это направление больше является сезонным и серьезно в нем работают примерно 40-50 человек. В основном они с Перми, Архангельска и Красноярска, где зима длится дольше», — рассказывает Виктор Золотов.

Виктор Золотов говорит, что самой необычной фигурой являются ледяные дворцы, изготовленные в Китае. Они как настоящие и внутри можно ходить. Изготавливают их в декабре, а в марте уже специально разрушают, чтобы никто не повредился, ведь фигура может обрушиться. А вот в России самой необычной признавалась фигура фламинго которую изготавливал Золотов на фестивале на Поклонной горе.

Чемпион мира по вырезанию ледяных скульптур Виктора Золотова утверждает, что зря многие думают, что изготавливать такие скульптуры сложно.

«Лед — это самый лучший материал для творчества, он легко стругается рубанком, пилится электропилой», — утверждает Виктор Сергеевич.

Именно такие инструменты нужны для изготовления ледяной скульптуры. А лед можно изготовить и в домашних условиях: главное иметь тару, куда можно залить воду и место на улице, где можно оставить ее для заморозки. Главное, чтобы фигура получилась качественной — вода была дистиллированной или хотя бы кипяченой. Однако само творчество не долговечно и может порадовать зрителей всего несколько месяцев.

«Ведь если даже стоит морозная погода, лед испаряется от ветра», — поясняет Виктор Золотов.

При этом художник отмечает, что этому направлению в России более трехсот лет: его стал развивать в нашей стране Петр I, а при Екатерине стало еще популярным — тогда строились ледяные городки и появились коньки, чтобы кататься там.

Однако в советское время о ледяных скульптурах подзабыли, считая, что это буржуазное направление. И возрождаться стало только после распада Советского Союза. Именно в этот период приобщился к нему и Виктор Золотов. Он тогда работал в школе учителем рисования.

«В середине 1990-х годов был экономический кризис, в образовании платили мало, к тому же — задержки зарплаты, а у меня было двое детей и надо было как-то выкручиваться», — вспоминает Золотов.

В это время его пригласили подработать по изготовлению ледяных скульптур для ресторанов, принимающих vip-гостей. Кстати, и до пандемии было популярно изготавливать скульптуры и ставить на стол на время ужина. Жизнь такой фигуры была около двух часов, потом таяла. С помощью нового направления художник познакомился со Сильвестром Сталонне, который приезжал в России. Виктор Сергеевич для его стола изготовил скульптуру лебедей. Актеру очень понравилась работа и он пожал руку автору.

Потом мастер стал участвовать в соревнованиях, занимал призовые места на Чемпионате России. В его коллекции около десятка наград. Среди самых престижных: серебряная медаль с Чемпионата Европы 1997 года, который проходил в Финляндии. А на следующий год на Чемпионате мира, проходившего на Аляске, Виктор Золотов уже обошел более 60 команд и занял золотую медаль.

«Тогда выделили 20 блоков льда, каждый из которых весом по 60 килограммов, выделили место размером 3 на 3 метра и дали две недели на изготовление скульптуры», — вспоминает скульптор.

Но возникли и непредвиденные сложности: электропила на 220 вольт, которую прихватили из России, не работала в Америке — там все инструменты питаются от сети 110 вольт. Помог один из российских журналистов, работавший за границей, который предоставил свою электропилу, купленную им в США. Состязания проходили в двух номинациях: классическая и абстрактная фигура.

«В „классике“ очень сильный японские и китайские спортсмены и состязаться с ними очень сложно. Поэтому я с напарницей заняли 12 место более чем из 100 стран. А вот в изготовлении абстрактной фигуры „Сказочный сад“, пришлось потрудиться, чтобы обойти конкурентов. Но итог — золотая медаль», — делится впечатлениями Виктор Сергеевич.

История семьи Виктора Золотова

Мужчина вырос в калужском селе Новое, которое находится в двухсот километрах от столицы.

«По легендам мой прадед Иван Федосеевич служил при царе и после отставки вернулся в село с мешком золота: купил хутор, построил вначале себе кирпичный дом, что тогда считалось дорогим богатством. А потом прадед построил дома каждому из восьми сыновей. Уже после революции мужчину раскулачили и расстреляли. Его сын Иван Афанасьевич — мой дед уехал в Ленинград, но умер в 1938 году. По каким причинам — неизвестно. А вот мой отец Сергей Иванович успел получить в северной столице образование, в 14-летнем возрасте вернулся в родной село и работал бухгалтером. А вскоре его односельчане выбрали председателем колхоза», — делится семейной тайной Виктор Сергеевич.

У мужчины было пять детей, и четвертым ребенком — Виктор, который родился в 1955 году. Хотя тяга к искусству у мальчишки была всегда, родители советовали получить «настоящую» профессию. Поэтому он поступил в Московский институт биоприкладной технологии, по окончании которого получил специальность санитарного врача. А после окончания учебного заведения попал служить срочную службу по специальности в Завидово — загородную резиденцию Генерального секретаря Центрального Комитета Коммунистической партии Советского Союза Леонида Брежнева.

«Помню, как мой командир узнал, что я пишу картины и начала периодически делать заказы. Как-то подходит и говорит, что нужно написать Венеру. А я отвечаю, что без натуры не могу. Искали местных девушек, но в советские времена в провинциальной деревушке никто не соглашался на это. Тогда командир принял волевое решение: вызвал полного солдата — приказал раздеться и позировать мне для картины», — вспоминает Золотов.

Вот так Венера в исполнении Золотова была написана …с мужчины.

Увлечение искусством

А после окончания срочной службы парню предложили остаться проходить сверхсрочную службу по специальности. И юноша согласился: ему сразу предоставили жилье. Но главное: кругом лес — много материала для творчества. Ведь тогда Виктор Сергеевич много делал скульптур из дерева и корней. Также вся мебель для дома была сделана его собственными руками. Поэтому всех знаменитостей, которые приезжали в Завидово, водили к нему как в музей. Одним из таких гостей был известный русский писатель Борис Васильев, известный по повести и кинофильму «А зори здесь тихие…» Он был собачником и дружил на этой почве с одним моим сослуживцем, который, кстати, и привел писателя ко мне в гости.

«С Борисом Львовичем я познакомился в 1984 году, когда он приехал в наши места за грибами. Его привели ко мне на экскурсию, посмотреть картины, скульптуры из корней дерева. Мебель у меня была самодельная, кровати шкафы столы стулья, народу нравилось смотреть. Он был с женой Зоей Альбертовной. Им тоже понравилось, поэтому потом они пригласили нас к себе, на дачу под Солнечногорском. И я с супругой непременно воспользовались этим приглашением — ведь не каждому удается пообщаться с писателем мировой величины. Тогда я был удивлён простотой этих замечательных людей», — вспоминает Виктор Сергеевич.

Не удержался от вопроса: а приходилось ли встречаться с Леонидом Ильичем.

«Нам по инструкции запрещалось пересекаться с первым лицом государства. Если вдруг, когда я шел по делам, что гуляет Брежнев, то должен был свернуть… Но во время нескольких нарядов, когда дежурил на КПП, отдавал несколько раз честь Леониду Ильичу», — поясняет Золотов.

Уже во время службы Виктор Сергеевич получил художественное образование и решил перебраться в Москву, где в 1986 году устроился работать в школу No 353 имени Пушкина учителем рисования. Здесь в кабинете много его работ.

«Это кресло сделано еще в Завидово. Всем школьникам я говорю, что оно волшебное, мол, выполняет желания. А началось с того, как случайно присел мальчишка и загадал желание. А на следующий день прибегает вновь и просит еще присесть», — рассказывает Виктор Сергеевич

Преподаватель спросил: что случилось. А мальчишка сообщил, что нашел тысячную купюру, а загадывал найти деньги. И после этого слух пронесся по школе, что кресло волшебное. И преподаватель использует это на уроке, обещает, что посидеть в кресле смогут только те, кто сделает рисунки лучше всех. Так что в конце урока могут загадать желание только человека 2-3. Многие потом прибегают и сообщают, что действительно сбылись мечты.

Виктор Сергеевич Золотов рассказывает, что школа стоит на историческом месте.

«В нашей школе No 353, которая стоит на том месте, где стоял дом, в котором родился известный поэт Александр Сергеевич Пушкин, ежегодно проводится Пушкинский театральный фестиваль. И с недавних времен он стал международным. Как-то побывала у нас и делегация из Сербии, в составе которой были и художники. Они обратили внимание на мои работы, висящие в кабинете рисования, и вскоре прислали официальное приглашение на пленэр», — рассказывает Виктор Сергеевич

Мероприятие для участников полностью бесплатное. Единственное условие — во время семинара каждый участник должен создать две работы, которые остаются у организаторов.

«Мне интересно бывать на таких творческих мероприятиях, так как общаешься с коллегами из других стран, наблюдаешь за их методикой работы. На западе уже давно практически все работают в европейском плане, то есть у них популярен абстракционизм. А в России художники все-таки придерживаются классического стиля или как раньше любили называть „социалистический реализм“. И когда я пишу картины, организаторы специально обращают внимание других участников на меня со словами „Поглядите на русский стиль работы“», — отмечает Золотов.

Мы встретились с Виктором Золотовым в его школьном кабинете на Бауманской улице, который обустроен необычно: на стенах картины, стоят деревянные скульптуры — большущие деревянные башмаки и штаны. И все это сделано руками педагога Виктора Золотова.

По словам скульптора — эти работы он создал несколько десятков лет назад, когда работал еще в Завидово.

«По первому образованию я санитарный врач и работал в правительственной резиденции — проверял продуты, из которых готовили еду для Леонида Брежнева. В тот период я увлекался в основном деревянными скульптурами и штаны с деревянным креслом сделал именно там», — рассказывает Виктор Золотов.

Кстати, всю мебель в квартире мужчина тогда сделал тоже сам. Уже потом он увлекся живописью и работает в разных жанрах. Реставрирует даже иконы.

Тем более у Виктора Сергеевича уже проводилось множество выставок. В том числе и в Центральном доме художников. Но в то же время он ведет в школе изокружок. И когда вернется с пленэра из Сербии — сразу окунется в работу в школе.

Преподаватель делится, что в мастерской у него все необычно и присутствуют все направления искусства, потому что он хочет привить детям тягу к прекрасному, развить способности ученика — ведь в каждом человеке есть нераскрытые способности. И детям нравится ходить на уроки к Виктору Сергеевичу.

«Как-то дверью ошибся певец Андрей Григорьев-Аппалонов и не поверил, что попал в обычный школьный класс — думал, что комната из сказки. А на память оставил автограф на штанах», — вспоминает Золотов..

УРОКИ В ШКОЛЕ

Моя дочка училась рисованию у Виктора Сергеевича Золотова в школе No 353 имени Александра Сергеевича Пушкина. Когда я в первый раз попал к нему, то не поверил, что это кабинет рисования. Это была картинная галерея. Там можно ходить и любоваться картинами. Я частенько захаживал туда, смотрел…

Как-то зайдя в школу, услышал звонок и напросился на урок. В класс заходят четвероклассники, усаживаются за парты, достают альбомы, кисточки, краски.

«Сегодня будем учиться делать натюрморт. А авторы лучших работ смогут сфотографироваться в волшебных ботинках и штанах, а также загадать желание», — рассказывает Виктор Сергеевич.

Большие деревянные башмаки и штаны стоят на ступеньке. Девчонки и мальчишки поглядывают на них и задают вопрос:

— И сбудется?

— Обязательно! Только исполняется у тех, кто усердно работает, — отвечает педагог.

Ребята погружаются в необычную обстановку и внимательно слушают, что объясняет им учитель.

— Сначала проводим на бумаге контур кувшина и яблока, а потом только берем в руки краски, — объясняет Золотов.

Потом он обходит ряды и подсказывает ребятам. А потом обращается ко мне, что многие работы учеников хранятся у него. А когда они заканчивают школу — возвращает. И вот до урока остается пять минут.

— Сейчас буду смотреть у кого лучше получилось, — объявляет учитель.

— Посмотрите мой рисунок, — тянется лес рук.

— Не волнуйтесь, у всех посмотрю.

Педагог выбирает работы Николь Тельновой — ей предоставляется право сфотографироваться в ботинках, а вот Яна Стрельникова залезает в большущие штаны.

 

 

Андрей Объедков для информационного аналитического издания «Российский Репортер»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.