Наверное, в нашей стране найдется немного людей, которые не читали знаменитый роман Мастера российской и советской литературы Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита». Всепоглощающая любовь, мистика, экскурс к библейским временам пронизывают произведение насквозь. Слог таков, что, начав читать — ты уже не можешь остановиться. Каждые раз, перечитывая это великое произведение открываешь для себя все новые грани. А все ли знают, что роман относится к незавершённым произведениям?
Да. Именно так. Михаил Афанасьевич Булгаков начал работу на своим «сумеречным романом» в конце 1920-х годов прошлого века. И перерабатывал его всю свою оставшуюся жизнь. Писателю было не суждено увидеть выход романа в свет — редактирование и сведение воедино черновых записей осуществляла уже вдова писателя — Елена Сергеевна. 13 февраля 1940 года Мастер внес последние правки в «Мастера и Маргариту». Ему оставалось жить 25 дней — с мучительными болями, слепому…
У этого пронизанного мистикой романа непростая история. Громкое и знакомое всем название «Мастер и Маргарита» было отнюдь не единственным и, к тому же, не первым вариантом:
«Первая версия романа, имевшая названия „Копыто инженера“, „Чёрный маг“ и другие, была уничтожена Булгаковым в 1930 году. В последующих редакциях среди героев произведения появились автор романа о Понтии Пилате и его возлюбленная. Окончательное название — „Мастер и Маргарита“ — оформилось в 1937 году. Первая публикация произведения в сокращённом виде была осуществлена в 1966–1967 годах. Первое полное издание книги на русском языке вышло в 1967 году. В СССР книжный вариант без купюр увидел свет только в 1973 году».
О самом творении Булгакова сказано уже очень и очень много. Для каждого, кто его прочитал — этот роман раскрывается по-своему. А уж как хочется посмотреть своими глазами на места, где происходят события Романа!
Естественно, попав в Москву, мы не смогли не побывать на Патриарших Прудах. Сегодня это одно из излюбленных мест отдыха москвичей. Лавочки, конечно, уже не те, что стояли там в конце 20-х годов прошлого века. Однако, невольно пытаешься угадать — где же сидели и беседовали герои романа Бездомный и Берлиоз посетившим Москву Мефистофелем-Воландом? И поневоле присаживаешься на одну из множества расположенных здесь лавочек.
Но самая настоящая лавочка с Патриарших 20-х годов все же есть.Находится она прямо перед входом в подъезд с «нехорошей квартирой», где, согласно задумке автора, происходили события романа. Большая Садовая дом 10, квартира 50. Там жил Мастер. Писатель Михаил Булгаков. Нехорошая же квартира располагалась по адресу Москва, Большая Садовая, 302-бис, пятый этаж, кв. No 50. Как определил Михаил Афанасьевич.
Найти этот адрес несложно. Тем более, что с улицы нам сигнализирует о его нахождении адресная табличка тех времен. Мимо уж точно не пройдешь.
Во дворе дома сразу обращаешь внимание и на лавочку, на которой (чем черт не шутит!) мог сидеть сам Воланд, и на установленную здесь же к 120-летию писателя в 2011 году скульптурную композицию «Кот Бегемот и Коровьев».
Теперь — в подъезд. На самом деле музеев здесь два. Один располагается там, где находилась жилконтора. Та самая, где ее председатель Босой поплатился за алчность и погорел на взятке. «Покайся, Иваныч, тебе скидка выйдет»… Это одна из фраз романа, ставшая давно расхожей поговоркой. Поднимаемся по лестнице. Небольшая, но антуражная квартирка ведет нас во времена, когда в ней жил Михаил Афанасьевич Булгаков.
Предметы интерьера, быта, фотографии, тайные комнаты и бродящий где-то между всего этого кот Бегемот.
Мистики этому музею добавляет то, что, по рассказам и работников музея, и тех, кто в нем бывает уже не в первый раз — оставленные на записках в специальном музейном ящичке желания сбываются. Если не у всех, то у очень многих…
А еще — замечательная познавательная экскурсия. Которая лишь усиливает антураж булгаковской квартиры. Экскурсовод рассказывает увлеченно и не нудно. Соскучиться на такой экскурсии не получится. В общем — мы не пожалели, что посетили музей Мастера. Жалко только, что в этот же день нам пришло время ехать назад в Астрахань, а второй музей был закрыт. Так что собственно «нехорошую квартиру» мы посмотрим уже в следующий раз.
главный редактор издания «Российский Репортер», член Союза журналистов России Игорь Глуховский