Стараюсь наблюдать за новинками в образовании и недавно узнал, что школьники из лицея No 6 «Парус» из подмосковного города Дзержинский поучаствовали в «живом дне» истории на натуральной площадке студии Военфильм под Медынью в Калужской области.

Учитель обществоведения Ольга Ивановна Лосева провела там несколько уроков.

«Первый из них — это Цифровой путевой урок „Великая Отечественная война“. Формой проведения урока стала мобильная игра с использованием технологии дополнительной реальности.

Один кон игры представил собой увлекательное путешествие в прошлое. С помощью мобильного приложения и настольной игры на уроке удалось достичь: эффекта погружения (дополнительная реальность, анимации создавали эффект присутствия у учащихся); техники в AR (военная техника и оружие в дополнительной реальности с анимацией и голосовым сопровождением); двойного эффекта (сочетание настольной игры и приложения позволили даже в автобусе лучше усвоить исторические знания по Великой Отечественной войне)», — рассказывает Ольга Ивановна Лосева.

А вот проезжая Малоярославец ученица 9 класса Анастасия Фролова провела второй урок «Адское пекло Малоярославца: поворотный пункт в войне с Наполеоном».

«Ребята, мы проезжаем, сгоревший почти полностью в октябре 1812 года несчастный городок Малоярославец. Представьте, за долгий и кровавый день ВОСЕМЬ раз он переходил из рук в руки. Вот эти улицы были буквально усеяны многочисленными трупами, везде валялись оторванные руки, ноги и головы, раздавленные проезжавшими артиллерийскими орудиями.

От домов остались лишь сгоревшие остовы. 24 октября 1812 года произошло сражение за Малоярославец между русскими войсками и Великой армией Наполеона, после чего противник стал отступать. Битва ознаменовала собой поворотный момент в Отечественной войне 1812 года — это было началом краха наполеоновской империи и небывалого в истории русского оружия триумфа», — рассказывает Анастасия Фролова.

Ребята с интересом смотрят в окна автобуса, воочию видят место, памятники погибшим солдатам, монументы давних событий. Настя продолжает: «Проезжаем село Тарутино. Здесь расположилась лагерем русская армия, отступавшая от Москвы. А вот и река Чернишная, где расположился французский авангард». Ребята вспоминают «Тарутинский манёвр» (по карте недавно изучили) и радостно кто-то восклицают «теперь понятно, как они оказались у деревни Красная Пахра». Вот так звучит урок, работа с картой на местности.

Третий урок «Медынь — город многовековой истории» проводит девятиклассник Антон Цыпкин.

Он вспоминает эпоху Ивана Грозного, опричнину. Рассказывает, что находятся на том месте, где казачий отряд под началом А.Иловайского окончательно убедил Наполеона отступать по разоренной Смоленской дороге. На перспективу закладываем базу исторических сведений для изучения в 10 классе по Ржевско-Вяземской операции. Видим воочию памятники Медыни: мемориал «Танк», скульптуру молодых колхозников, обелиски. На заметку берем факт, что здесь можно посетить древнее городище вятичей (город Кременец).

А вот четвертый урок «Натуральная площадка Кинокомплекс «Военфильм».

«Наше место назначения — киносъемочный павильон под открытым небом. Широко открытые глаза ребят, которые стали на мгновение очевидцами времен войны. Перед нами актеры в военной форме. Вот мальчик лет четырех играет партизана, укутанный в старую поношенную шинель, за ним солдаты.

Здесь снимаются батальонные сцены многих кинокартин, посвященных Великой отечественной войне, одна из них „Подольские курсанты“. Наш экскурсовод — человек, не просто знающий историю, а умеющий по незначительной для нас детали, определить в любом фильме „киноляп“ в отношении любого вида оружия и бронетехники.

На территории 90 гектаров выстроены декорации деревни, вырыта и заполнена водой река, расположены ангары с военной техникой, возведены декорации и организованы пиротехнические решения любой сложности», — поясняет учительница Ольга Ивановна Лосева.

Школьники из Дзержинского побывали в трех ангарах с военной техникой: танки, самолеты, ретро-автомобили, мотоциклы. Удивительно, вся техника на ходу. Особое впечатление произвел легендарный танк Т-34 (снимался в кинофильме Т-34). Выпущен на Уральском танковом заводе в 1941 году. Самолеты на открытом поле выстроены в ряд. Многие из них после съемок лежат подбитые. Воображение играет на каждом шагу.

Настоящий урок мужества получили от посещения площадки «Ильинский рубеж», месте непосредственных боевых действий. Здесь нас сопровождал вице-губернатор Московской области Евгений Хромушин. Он очень хорошо знает каждый уголок этой местности. Евгений Акимович провел нас к «Алешкиному доту», его немцы прозвали «оживающим дотом».

«Лейтенанту Алешкину удалось замаскировать свой дот настолько хорошо, что немцы сначала не понимали, откуда по ним стреляют и потом, когда они уже изрыли из крупнокалиберных минометов землю, оголились бока железобетонного дота. Бронедверей и бронещитов тогда не было, любой рядом разорвавшийся снаряд постоянно ранил наших героев, наших мальчишек.

Но Алешкин избрал другую тактику: в тот момент, когда немцы, обнаружив его дот, выкатили зенитное оружие и прямой наводкой стреляли по доту, алешкинцы брали свою пушку, выкатывали ее на запасную позицию и пережидали, когда закончится лобовой обстрел. Немцы видели своими глазами, что внутри дота разрываются снаряды, ну ничего живого там не может остаться. И спокойно, вразвалку, шли на штурм.

Они считали, что уничтожены все курсанты. Да и ко мог остаться в живых после этого сокрушительного огня? Но в какой-то момент дот оживал и снова начинал! стрелять: ребята закатывали в разбитый дот пушку и опять открывали огонь по солдатам и танкам врага. Немцы были ошарашены!».

Здесь проходила съемка фильма «Подольские курсанты». В массовых грандиозных сценах здесь участвовали местные жители. Актеры, играющие курсантов, проходили специальный курс молодого бойца. Осенью 1941 года в пятнадцати километрах западнее Малоярославца на Варшавском шоссе три с половиной тысячи курсантов и преподавателей Подольского пехотного и артиллерийского училищ наравне с регулярными частями 43-й армии преградили гитлеровским танковым колоннам путь к Москве.

Они заплатили высшую цену в тех боях, добровольно отдав свои жизни в борьбе с фашистами. Большинство курсантов погибло, защищая позиции от численно превосходящей, профессиональной, прекрасно вооруженной армии, покорившей пол-Европы. Фашисты уже приготовили форму и награды для парада в Москве, куда они надеялись войти через несколько дней. Но их победный марш был остановлен на Ильинском рубеже. Столь массового подвига молодежи, который был продемонстрирован Подольскими курсантами на Ильинском рубеже, мировая военная история не знает.

Ребята будто прикоснулись к событиям. Говорили, что даже «запах» здесь другой. Такое не прочитаешь в учебнике….

Как же без военно-полевой кухни? И это было. После посещения «Алешкиного дота» вместе с Евгенией Акимовичем ребята отправились в палатку, где по традиции поели настоящую походную еду.

Урок 5 Музей «Ильинский рубеж»

«Алешкин дот» воодушевил нас. Хотелось УВИДЕТЬ больше о Подольских курсантах. Мы посетили военно-исторический музей «Ильинские рубежи» в с.Ильинское. И снова впечатления…. два дота (артиллерийский и пулеметный), сохранившиеся с 1941 г., два артиллерийских орудия, а также Курган Славы с памятником подольским курсантам и Вечным Огнем у его подножия. Трогательно и приятно, когда мы все вместе у Вечного огня пели под гитару песню «Катюша».

Настоящий день «живой истории»! Словами не передать. Возможно, эта поездка на натурплощадку не последняя. Евгений Хромушин предложил организовать экскурсию сюда еще раз, чтобы попасть на съемки живых батальных сцен.

Ребята были впечатлены до глубины души:

  • «„Очень понравилось. Военная техника, оружие, одежда, приобщает нас к истории, вызывает интерес. Понравилась историческая игра, мобильное приложение буду использовать при подготовке к урокам. Спасибо организаторам за поездку!“
  • „Уважение и благодарность администрации города за День истории. Доставило удовольствие слушать экскурсоводов-одноклассников. Отдельное спасибо нашему учителю Ольге Ивановне, все так продумано. Весь маршрут. Всю историю вспомнили“
  • „Я увидела живую историю, погрузилась в атмосферу. Отдельное спасибо Евгению Акимовичу за личный пример. Вице-губернатор, а с нами по полям ходил и интересно про „Алешкин дот“ рассказывал“
  • „Так понравилось вместе с одноклассниками петь песню „Катюша“ у Вечного огня. Такая атмосфера хорошая и рядом исторические места, подвиги рядом“
  • „Вкусная гречневая каша. Ели в настоящей военной палатке из мисок. Чай и хлеб даже необычно вкусные. Спасибо организаторам и администрации города за организацию поездки“».

член Союза журналистов России  Андрей Объедков  для информационного аналитического издания «Российский Репортер»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

%d такие блоггеры, как: