Департамент культуры Москвы объявил о назначении новых руководителей «Гоголь-центра», театра «Школа современной пьесы» и театра «Современник».

По сообщению Департамента культуры Москвы, новым худруком театра имени Гоголя («Гоголь-центра») назначен режиссер Антон Яковлев.

Среди его театральных постановок — «Крейцерова соната», «Дуэль» в МХТ имени Чехова, «Король Лир» в Малом театре и другие.

Художественным руководителем театра «Школа современной пьесы» назначен Дмитрий Астрахан.

Что же касается «Современника», то здесь решено установить коллективное руководство. За творческую часть здесь будет отвечать худсовет, так решил Департамент культуры Москвы.

Кроме того, танцевальная труппа «Балет Москва» включена в состав «Новой оперы», а труппа «Новый балет» — в состав Музтеатра имени Станиславского и Немировича-Данченко.

Новые назначения прокомментировала театральный обозреватель радиостанции «Бизнес ФМ» Александра Сидорова. Что касается смены руководства «Гоголь-центра»:

«У Яковлева довольно-таки богатая биография. Но, на мой взгляд, она не особо бьется с „Гоголь-центром“ как с театром со своей концепцией. Он ставил, в частности, на сцене Театра имени Вахтангова, у него было несколько сценариев короткометражных и полнометражных фильмов, был опыт работы в „Современнике“. Он учился у Хотиненко и Павла Финна. Возможно, кто-то помнит его по РАМТу — там было несколько спектаклей.

В театре на Малой Бронной еще до прихода Константина Богомолова он также ставил несколько спектаклей. Я уже бегло посмотрела реакцию телеграм-каналов и более-менее представляю реакцию труппы „Гоголь-центра“ на кандидатуру Яковлева как худрука, мне кажется, что это назначение подразумевает, скорее всего, что труппа „Гоголь-центра“ уходит вслед за худруком и директором. То есть „Гоголь-центр“ будет уже и не „Гоголь-центр“, а какой-то другой театр имени Гоголя, который будет создаваться, скорее всего, с нуля», — высказала она свое мнение.

Комментируя новое назначение в театре «Школа современной пьесы» обозреватель сказала:

«Что касается „Школы современной пьесы“ и ухода Райхельгауза — мне кажется, это тот самый уход, в который меньше всего верили театральные критики. Потому что и название — „Школа современной пьесы“, и театр, его место трудное, — по-моему, очень хорошо с Иосифом Леонидовичем ассоциировались, и кого-то другого на этом месте представить было невозможно. Тем не менее Дмитрий Астрахан. Режиссер, он работал и в театре, и в кино, известен также как актер: это и „Высоцкий. Спасибо, что живой“, и „О чем говорят мужчины“ — продолжение, но пока трудно представить, каким он будет режиссером в столичном театре».

Замена худрука «Современника» на коллективное руководство многим видится как непонятный и явно неудачный шаг.

«Коллективное руководство еще ни один большой серьезный театр, лишенный творческого лидера, не приводило к успеху», — говорит целый ряд критиков.

Однако, по мнению театральных экспертов, ситуация в «Современнике», которым после смерти Галины Волчек два с половиной года руководил Виктор Рыжаков, требовала решений. Сначала режиссёр привёл в театр многих своих учеников, затем провёл ребрендинг «Современника», чем вызвал немало критики в свой адрес, а после выпустил спектакль «Первый хлеб» с Лией Ахеджаковой. Постановка вызвала громкий скандал, после которого в театр с проверкой пришла прокуратура. Кроме того, «Современник» за время руководства Рыжакова покинули ведущие актёры: сначала Сергей Гармаш, а после — Чулпан Хаматова.

Мнение Ректора Российского института театрального искусства, театрального критика Григория Заславского:

«Рыжакова надо было ещё раньше освободить от занимаемой должности. Это не его театр. Он его не чувствует, не понимает. Либо театр выпускал никем не замеченные премьеры, либо они вызывали скандалы. „Современник“ был театром первого экрана, а Рыжаков допустил на сцене антрепризы и ставил такие же постановки. Возникают как минимум вопросы. Потому Рыжаков не справился».

Вообще, как отмечают те, для кого театр знаком не по наслышке, «Современник» не раз попадал в центр скандала:

«Что касается „Современника“, то решение по нему свидетельствует о том, что задача избавиться от Виктора Рыжакова была столь насущной, что даже не стали дожидаться момента, когда будет найдена приемлемая кандидатура. Кресло художественного руководителя одного из самых знаменитых московских театров освободилось два с половиной года назад после смерти Галины Волчек. От выбора московских властей в пользу известного режиссера и педагога Рыжакова далеко не все были в восторге, в том числе и внутри театра.

И весь недолгий срок руководства Рыжаков, призвавший в „Современник“ многих своих учеников, по сути, был мишенью для нападок и придирчивого внимания недоброжелателей, претензии которых носили чаще всего идеологический характер. Особенно резонансным был скандал со спектаклем по пьесе молодого драматурга Рината Ташимова „Первый хлеб“, на который обиделась организация „Офицеры России“, приславшая в театр прокуратуру.

И вот теперь „Современником“ вместе с новым директором Юрием Кравцом будет руководить художественный совет, состав которого не оглашен. Власти апеллируют к первым годам существования театра, когда его руководство было коллективным — и в состав совета входили Олег Ефремов, Олег Табаков, Галина Волчек и другие основатели театра», — отмечают журналисты издания «Коммерсант».

подготовил Игорь Глуховский

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *