В Новом Щепкинском фойе Исторической сцены состоялся вечер памяти «Век Весника», посвященный 100-летию со дня рождения народного артиста СССР Евгения Весника. На вечер пришли все, кто любил и почитал замечательного актера: коллеги, друзья, родственники. Народные артисты Владимир Дубровский, Василий Бочкарев, Сергей Еремеев, писатель Олег Столяров, жена актера Нонна Гавриловна и многие другие. Вел вечер народный артист Александр Вершинин.
Письмо-поздравление от народной артистки СССР Веры Кузьминичны Васильевой из Театра Сатиры, зачитали во время открытия творческой встречи. Евгений Яковлевич служил в Театре Сатиры с 1954 года до прихода в Малый в 1963 году.
Большая часть вечера была отдана воспоминаниям о родителях и непростом детстве Евгения Яковлевича.
Его отец Яков Весник прошел Гражданскую, был членом Реввоенсовета. В 1921 году Яков Ильич Тифлисском фронте был тяжело ранен, попал в госпиталь и там познакомился с медсестрой Женечкой Немечек, обрусевшей чешкой, которая стала его женой и родила сына. Евгений Весник родился в ленинградском роддоме 15 января 1923 года.
Когда мальчику исполнилось два с половиной года, его отца, Якова Ильича отправили в Нью-Йорк с семьей. Там Весник-старший знакомился с металлургической промышленностью США и приобретал для России оборудование, став одним из первых ответственных работников советского торгпредства. Но затем жизнь поменялась, словно по веянию злого рока: осенью 1937 года родители Жени были арестованы. Отца расстреляли, мать отправили в ссылку в Казахстан. Когда маму уводили, она погладила сына по голове, поцеловала и сказала: «Запомни — твои родители честные люди, и что бы ни случилось, никому не удастся запятнать их имена» … С этого дня маленький Женя отвечал сам за себя.
С пятнадцати лет он работал на заводе подсобным рабочим в цехе. Жил, продавая книги и вещи родителей, чтобы не умереть с голоду. Учительница русской литературы — Анна Дмитриевна Тютчева разглядела в юном Веснике драматический талант, пригласила его в драмкружок и посоветовала поступать в театральное училище. В 1940 году Весник поступил в Щепкинское училище. Через год началась война.
«С Евгением Яковлевичем мы много общались, — вспоминал Василий Бочкарев, — он был удивительный человек, — Он был родом из Советского союза, из этой страны, был сформирован этим государством. Когда его спросили: «Ну как же так? Ведь у вас была большая обида, репрессирован отец. А вы пошли воевать?». И он очень здорово ответил: «Я забыл свои обиды. Мы шли воевать за Родину и за своих родных»
После начала войны Евгений Весник попал в Смоленское артиллерийское училище, которое окончил в звании младшего лейтенанта.
В 1944 году он отправился на фронт, стал кавалером двух медалей – «За отвагу» и ордена Красной Звезды. Весник командовал огневым взводом 1-й гвардейской корпусной артиллерийской бригады. В его воспоминаниях много сказано о войне, но ни разу о крови, ужасах, ни слова патетики. После войны Евгений вернулся в театральное училище.
В дальнейшем Евгений Яковлевич описывал военные годы в своих воспоминаниях, затем эти книги начали публиковаться.
На вечере присутствовал писатель Олег Столяров. Он вспоминал, как впервые прочитал записи Евгения Яковлевича и был потрясен его писательским талантом.
«Все что он писал, — рассказывал писатель, — было очень интересно читателям, у Весника было особое видение мира. Его книги — это уникальные встречи с людьми, актерские воспоминания, все это описано очень живо, очень точно»
По рекомендации Столярова Весник вступил в Союз Писателей России, стал печататься в журнале Кольцо «А», потом в издательстве «Вагриус». Из-под пера Евгения Яковлевича вышло 20 остроумных книг.
В 1948 году Весник завершил обучение в театральном училище имени Щепкина. Юноша мечтал о Малом театре, но из-за анкеты ему не суждено было туда попасть. Он начал трудовую деятельность в театре Станиславского.
С 1954 года Весник — актер театра Сатиры. Евгений стал актером, впервые воплотившим в СССР на сцене Остапа Бендера. Спектакли «Золотой теленок», «12 стульев» с ним в главной роли произвели фурор. В театре Сатиры, вместе с Плучеком Весник поставил «Наследников Рабурдена», на которых невозможно было достать билет. Гости вечера увидели и фрагменты из спектакля «Наследники Рабурдена» с участием Евгения Яковлевича, а также отрывки из спектаклей – «Мамуре» Ж. Сармана, «Ревизор» Н.В. Гоголя, «Иван» А. Кудрявцева, фрагмент его режиссерской работы «Плутни Скапена» Мольера и отрывок из кинофильма «Трембита» с дуэтом Весника и Ольги Аросевой.
В этих эпизодах Евгений Весник блистал юмором, талантом, яркой импровизацией. Об уникальной особенности к шуткам, импровизации и любви к розыгрышам говорили его коллеги в тот вечер.
«Помню, как Юрий Мефодьевич Соломин, — делился воспоминаниями Владимир Дубровский, — рассказывал о гастролях Малого театра в Праге. Обычно актерам, родные перед поездками давали задания: купить что-нибудь купить импортное… Евгений Яковлевич выполнил заказы, а для себя искал болоньевый плащ. В войсковых магазинах наконец увидел то, что искал. Купил этот плащ, посмотрел на себя в зеркало и произнес: «Ну умеют же делать, умеют! Почему у нас не могут сделать?!» Неожиданно Юрий Мефодьевич достал из-за воротника плаща ярлык, на котором было написано: «Москва. Красная швея». Вот эта любовь к разыгрыванию, к эпатажу, всегда сопровождала Весника. Нас молодых тогда еще актеров притягивало к нему, мы, открыв рот слушали, нам было ужасно интересно с ним. Он нас учил не по Станиславскому, а по жизни…. Например, Евгений Яковлевич был собирателем разных приспособлений, он учил идти от персонажа, которого играл. Когда Николай Гриценко должен был сниматься в «Анне Карениной», он долго не мог найти образ и позвонил Евгению Яковлевичу с просьбой о помощи: «Подскажите, как играть?» Весник играл на бегах и подсказал коллеге ходить по роли как лошадь-иноходец. И потом, когда сняли фильм, все увидели, что Гриценко воспользовался его советом»
С 1963 года — Весник актер академического Малого театра.
«Я поступил в Малый театр, когда там играли Пров Михайлович Садовский, Рыжова, Турчанинова. Я горжусь тем, что был партнером Елены Николаевны Гоголевой в ее последнем спектакле «Мамуре», – говорил Евгений Яковлевич.
Актер часто появлялся с миниатюрами в «Голубом огоньке». Часто гастролировал по стране с эстрадными сборниками, был невероятно популярен у публики.
В кино Евгений Яковлевич начал сниматься с 1955 года, первая роль — Родриго («Отелло»).
В 60-е — 70-е Весник активно снимался. Самые известные фильмы: «Старик Хоттабыч» (1956), «Семь стариков и одна девушка» (1968), «Вас вызывает Таймыр» (1970), «Офицеры» (1971), «Летучая мышь» (1979).
В 1980 году на экраны вышел трехсерийный фильм «Приключение Электроника». Весник сыграл в нем роль учителя математики. После этой роли Евгений Яковлевич начал получать письма от школьников, его приглашали преподавать математику, настолько достоверно и органично актер воплотил этот образ на экране.
Василий Бочкарев сказал напоследок:
«Когда я увидел его первый раз на сцене, мне стало удивительно. Знаете, когда артисты играют и вдруг выходит кошка и мы видим, что выходит такая потрясающая органика такая искренность, такая природа. Евгений Яковлевич был действительно влюблен в человека, в природу, в артистов, в партнеров, это не передаваемо. Он нес в себе и пронес через всю свою жизнь определенный этап нашей жизни, нашего государства. Он великий соратник, великий человек, он навсегда останется в нашей жизни и нашей памяти».
Анжела Якубовская специально для информационного аналитического издания «Российский Репортер»