Памяти журналистов, работавших в годы Великой Отечественной войны — репортеров, дикторов, фотографов и других «рупоров» фронта и тыла.

«Вместе жили, Родине служили острое перо и автомат, фронтовою дружбою дружили журналист, писатель и солдат», — эти строки поэт Александр Жаров посвятил военным корреспондентам. Эта профессия всегда была востребована, ведь далеко не каждый может решиться добровольно идти под огонь.

Журналисты и в мирное время освещают события в горячих точках: ведут прямые включения с линии фронта, делают уникальные снимки прямо в разгар боев. Военные корреспонденты сопровождают практически все крупные военные конфликты. Но сегодня речь о тех, чьи имена связаны с одной из самых страшных войн в мировой истории. Журналисты часто рисковали жизнь, особенно фотокорреспонденты и кинооператоры, чтобы выполнить задание редакции, случалось, что и погибали.

Быть журналистом во время войны — это не значит сидеть в теплой уютной редакции и сочинять строчки для статьи. Можно только представить, каким мужеством должны были обладать те, кто делал фотографии идущей в атаку цепи пехотинцев, находясь непосредственно в ней. А что бы сделать реальный, хороший репортаж, журналистам нередко приходилось совсем как в известной песне «лишь с одним наганом первыми врываться в города». А иначе — никак. Иначе не передашь всю правду этой жестокой войны.

Нередко, во время боя, отложив на бруствер окопа блокнот, камеру или фотоаппарат, журналист брался за винтовку или пулемет и вместе со всеми отбивал атаки врага. Хотя, конечно, это не его место. Но в стороне от боя не желал оставаться никто. И гибли они так же, не покидая своего боевого поста, выполняя важное для страны, не только во время войны, задание — показать всю правду боя, зафиксировать, сохранить все это для истории, для потомков. На фронтах Великой Отечественной войны погибли 1500 журналистов.

Буквально на следующий день после нападения фашистской Германии на Советский Союз на фронт ушли сотни журналистов. Военные корреспонденты работали в составе действующих фронтов, готовили репортажи из зоны боевых действий как для дивизионной, армейской, фронтовой прессы, так и для центральной газетной периодики. В годы войны издавалось, по разным данным, от тысячи трехсот до тысячи четырехсот и даже больше военных газет и журналов. Общий тираж фронтовой периодики достигал 8,4 миллиона экземпляров. Это были центральные, армейские, корпусные, дивизионные издания, а также издания Военно-морского флота.

«Когда говорят пушки — музы молчат». Так звучит известное выражение. Но оно далеко от истины жизни. Во время войны жизнь продолжалась. И музы не молчали. Публицистика времен войны была весьма разнообразна. Она не знала себе равных в мировой истории и рождалась из сплава таланта журналистов, их личной убежденности в необходимости борьбы за свободу Родины и их связи с реальной жизнью.

В газетах этого времени публиковалось немало писем рабочих, бойцов армии, тружеников тыла, это создавало у людей ощущение единения народа перед лицом общего врага. С первых же дней войны выдающиеся писатели-публицисты М. Шолохов, А. Толстой, Н. Тихонов, К. Симонов, Б. Горбатов, Л. Леонов, М. Шагинян и другие начали писать о войне для газет. Они создали сильные произведения, убеждавшие людей в грядущей победе, рождавшие в них патриотические порывы, поддерживавшие веру и уверенность в несокрушимости нашей армии. В первые годы войны эти произведения звали людей на защиту отечества, на преодоление препятствий и лишений, на борьбу с врагом. Произведения этих авторов публиковались во многих фронтовых газетах.

Важную роль играли и корреспонденции военных корреспондентов. Публицистика использовала и сатирические жанры. Памфлеты, карикатуры, фельетоны широко использовались в газетах и журналах. Выходили специализированные сатирические издания «Фронтовой юмор», «Сквозняк» и другие. Важнейшее место в журналистике военных лет заняла фотопублицистика.

Фотокорреспонденты запечатлели, донесли до современников и сохранили для потомков героику и будни того времени. С 1941 г. выходил специальный журнал «Фронтовая фотоиллюстрация» и «Фотогазета«.Важную роль играли и тыловые газеты, которые писали о положении на фронте, о героизме бойцов, но главное — призывали оставшихся в тылу делать все возможное и невозможное для того, чтобы обеспечивать их всем необходимым. «Все для фронта, все для победы!» — этот лозунг определял главный смысл публикаций этих изданий. Кроме фронтовых газет были еще подпольные (около 200 в 1944 г.) и партизанские издания, выходившие на оккупированной территории. Их задача — борьба с врагом в его тылу.

Труд военных журналистов, делающих свою работу несмотря на свист пуль и разрывы снарядов трудно переоценить. Именно благодаря этим, можно сказать, героическим людям мы знаем кадры военной хроники, читаем о том, как все происходило. И труд их ценился и на фронте и в тылу. Военные журналисты в буквальном смысле геройски сражались во имя Победы, щедро отдавая Родине свой талант и «душевные боеприпасы». Их заметки и репортажи с фронта читали на передовой, в цехах военных заводов, во вражеском тылу. Они поднимали боевой дух солдат, помогали верить, что враг будет разбит. И неслучайно в штабы из войск пачками приходили телеграммы: «Пришлите снарядов и газет».

 

 

Мы знаем не обо всех. Но чтим память всех бесстрашных «тружеников пера и автомата». Низкий им поклон. И вечная память тем, кто сложил свою голову на полях сражений Великой Отечественной войны! Астраханская журналистика, так же как и все, понесла потери. На фронтах Великой Отечественной пали смертью храбрых двенадцать астраханских журналистов.

Игорь Глуховский

Насколько публикация полезна?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Оценок пока нет. Поставьте оценку первым.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *