Есть на Астраханской земле одна достопримечательность, о которой, к большому сожалению, знают далеко не все. Речь идет о Чуркинском монастыре. Он находится в нескольких километрах от села Большой Могой, Володарского района Астраханской области. Обитель богата 300-летней историей. Вот немного исторических фактов свидетельствует об этом.

«Еще в 1568 году нынешний Чуркинский остров был передан во владение Астраханскому Троицкому монастырю. По монастырскому преданию первую церковь в середине XVI века здесь построил основатель Троицкого монастыря, преподобный игумен Кирилл. Церковь была освящена в честь святителя Николая Чудотворца, покровителя всех по морю плавающих. В XVII веке Чуркинский учуг перешёл во владение Астраханского Спасо-Преображенского монастыря. В 1670-х годах здесь появился новый необычный насельник.

Как повествует монастырское предание, принимавший участие в казни священномученика Иосифа митрополита Астраханского, палач Ларька, жегший его на костре, неожиданно получил вразумление через болезнь, и, осознав, что наказан за грехи, удалился от всех сюда, в низовье Волги, выкопав себе пещеру на бугре, стоявшем близ учуга. Получив за то, что мучил привязанного к бревну (чурке) святителя, прозвание Чурки, этот бывший палач, так и остался в памяти народной с этим именем. Подвизавшись многие годы в посте и молитве пещерник Чурка скончался здесь, и погребён был монахами. С этого времени вслед за ним и другие подвижники стали рыть пещеры в бугре. В начале XVIII века и саму Никольскую церковь перенесли на „Высокую гору“, как в народе называли Чуркинский бугор, за его превосходство над всеми другими буграми в округе. Так за монастырём закрепилось название Чуркинского».

Проходили годы, текли века. Казалось бы — священное место, на котором расположен монастырь, должно было обойти все невзгоды. Но этого не случилось. С приходом советской власти начались гонения на церковь и церковнослужителей. Многие Храмы и монастыри попали под бич уничтожения и забвения. Тяжелая доля не обошла стороной и Чуркинский монастырь.

«В 1919 году монастырь был закрыт. В 1930 году были снесены колокольня и собор, кирпич от которых возили в посёлок имени Володарского для строительства рыбокомбината. Сломали в то время и все здания скита, и большую часть зданий в монастыре. В бывшем монастыре впоследствии располагались то интернат, то санаторий, то туберкулёзная больница. Последней в оставшихся от монастыря помещениях, находилась психбольница, которую закрыли в начале 1990-х годов».

Казалось, что подобное отношение к Церкви и Святым местам будет продолжаться вечно. Однако, снова произошел поворот в истории и миропонимании. Стали возрождаться подзабытые за долгие годы Храмы, восстанавливаться разрушенные монастыри. Так и Чуркинский монастырь получил свой шанс на возрождение. А помогло в этом самое настоящее Чудо.

 

 

 

 

 

 

«Чудо произошло в «2014 году, когда 22 июня замироточила первая икона — Святых Царственных Мучеников. „Слезы“ пошли на образах царя Николая и царицы Александры. В день убиения святых ипатьевских мучеников замироточили и остальные образы этой иконы, которая была написана астраханским художником Владимиром Воронковым. Затем начали мироточить остальные иконы. В ноябре 2015-го капли появились на образах Василия Великого, Иоанна Златоуста и Григория Богослова. Всего на сегодняшний день в обители мироточат 65 икон».

Сегодня там восстановлен Храм, где проходят Богослужения, приводится в порядок территория монастыря и его окрестностей. Решается вопрос о восстановлении расположенных на его территории зданий постройки 19-го века. Сам монастырь привлекает верующих и паломников не только мироточащими иконами. Вот что рассказали корреспонденту «Российского Репортера» прихожане:

«Многое в нем было разрушено за время Советского правления, уничтожены были Соборный Успенский храм, величественная колокольня, древняя Всехсвятская церковь и освященная почти перед самой революцией Никольская церковь. От обители, где долгое время находились туберкулезная и психиатрическая больницы, осталось всего несколько корпусов, но и они, возвышаясь на высоком бугре, носившем некогда название „Высокая гора“, смотрятся очень величественно. Много святынь хранилось некогда в этой обители. Но все они бесследно исчезли после её закрытия. Но одну из них, пожалуй, самую главнейшую, Господь сохранил для нас. Это могилка приснопамятного старца архимандрита Евгения, бывшего настоятелем Чуркинской пустыни с 1840 по 1850 год».

Естественно, мы не смогли пройти мимо этой истории. И, покопавшись в бескрайних просторах интернет-пространства, нашли следующие свидетельства:

«Начиная свой духовный путь, старец Евгений отправился в Киев, чтобы поклонится святым Киево-Печерским угодникам, нетленно здесь почивающим, и получить благословение на монашество. Вняв его слезной мольбе, Господь направил его в Китаевскую пустынь, где подвизался прозорливый старец Досифей (старец, девица, скрывавшаяся под мужским обличием). Старец благословил его в Саровскую пустынь, и будущий архимандрит Евгений смиренно подчинился этому благословению, отправившись в Саров. Знаменательно что, он шел по пути, по которому незадолго до него следовал благочестивый юноша Прохор Мошнин, тоже получивший благословение у этого старца на поступление в Саровскую пустынь. Этот благочестивый юноша стал впоследствии знаменитым старцем Серафимом Саровским. Первые годы в Саровской пустыни оба этих юношей — и Прохор Мошнин и будущий архимандрит Евгений провели вместе. Вместе они несли в обители послушание, вместе они окормлялись у одних и тех же старцев. Первоначально они были на послушании у старца иеромонаха Иосифа, а после его кончины, у самого строителя Саровской пустыни — иеромонаха Пахомия. Об этом старце Пахомии, старец Досифей говорил как «о муже святой жизни — подражателе преподобных Антония и Феодосия». Под мудрым руководством таких благочестивых подвижников юные послушники, проходя разные послушания, преходили от силы в силу, получая благодатный опыт, научаясь молитве и духовному подвигу. Почти в одно время они были пострижены, 13 августа 1786 года послушник Прохор Мошнин был пострижен с именем Серафим, а 26 марта 1787 года в Великую Пятницу после выноса плащаницы будущий настоятель Чуркинский обители был пострижен с именем Евгений, в честь одного из семи святителей Херсонес-Таврических.

Но с этого времени разошлись духовные пути двух иноков Саровской пустыни. Монах Серафим остался здесь, чтобы прославиться впоследствии своими духовными подвигами, а монаху Евгению был уготован иной путь в иные земли — в Астрахань, чтобы стать впоследствии светильником этого края. Возможно, что пути этих двух старцев и пересекались впоследствии — в 1825 году. В этом году, старец Евгений, опечаленный гибелью Воскресенско-Болдинского монастыря, смытого во время бури волнами реки Волги, и почитая себе виновника его гибели, желая получить духовное утешение, отправился по святым местам России, а позже — в Константинополь, Иерусалим и на Афон. Первой он посетил дорогую для сердца Саровскую пустынь и прожил здесь довольно долгое время.

Несомненно, что он пожелал посетить и своего духовного друга — старца Серафима, который в ноябре 1825 года вышел из затвора, но встретились ли они, и о чем говорили, остается неизвестным. Даже если они не встретились воочию, но духовно они были рядом. Пламенная молитва не могла не объединить этих двух подвижников. Старец Евгений, вспоминая своего духовного друга, обращался к нему с просьбою, помолится о нем, недостойнейшем и грешнейшем, каким он почитал себя. Старец же Серафим, предвидя, что скорбь его друга не случайна, а промыслительна, и Господь ведет архимандрита Евгения к будущей великой славе, молился о даровании ему крепости, и радовался, предвидя духовный расцвет нового рассадника иноческого благочестия — Чуркинской пустыни.
И Господь действительно вел старца Евгения дивными своими путями — через Афон, где он хотел уединиться и провести последние годы жизни — снова на Астраханскую землю. Приняв под свое управление Чуркинскую пустынь, архимандрит Евгений нашел здесь полную разруху — и внешнюю и духовную. Через десять лет, ко дню его светлой кончины, обитель была уже благоустроена, выстроены новые храмы и келии, а главное — была собрана новая братия, устремленная одним духом с ним к горнему Иерусалиму. Перед самой своей кончиной старец Евгений много предсказывал, говоря о будущем Чуркинской обители: «Чуркинскую обитель прославит Бог, и здесь соберется большое число братии, много-много будет стекаться сюда людей, как в древних и прославленных монастырях русских»».

 

 

Согласитесь, довольно интересная связь прослеживается между Чуркинским монастырем и Афоном — местом духовного поклонения огромного числа верующих христиан. Многие, узнав о могилке старца Евгения, спешат сюда в бывшую Чуркинскую пустынь, несмотря на то, что добираться приходится с трудом. Многие уже получили на могилке помощь и исцеление от болезни, есть даже случай исцеления от рака.

 

 

 

Однако, мы проследуем далее по волнам истории. А гласит она следующее:

«Сам старец Евгений был человеком удивительным. Долгое время подвизавшийся в знаменитой Саровской пустыни, вместе с преподобным Серафимом Саровским, он неожиданно оказывается в Астрахани, собирая пожертвования на обитель, и остается здесь. Он становится настоятелем известного в то время Воскресенско-Болдинского монастыря, находившегося на стрелки рек Волги и Болды. Во время страшной чумной эпидемии 1806 года астраханские жители, веря в святость и силу молитвы старца Евгения, во множестве устремились сюда. И всякий, кто попадал под кров святой обители, даже уже страдавший от болезни, исцелялся от нее. Благодарность астраханцев к своему святому молитвеннику не имела границ. Но вскоре старца Евгения ждало великое испытание. Во время страшной бури волжские волны смели большую часть монастыря, и он был упразднен. В скорби старец отправляется на святую гору Афон, желая здесь, в покаянии и молитве провести последние дни. Но Господь снова выводит его в Астрахань, и в 1840 году он назначается настоятелем Чуркинской пустыни.

Этот некогда славный монастырь находился в полной разрухе. Благодаря трудам и молитвам старца, обитель была восстановлена, в неё собралась многочисленная братия. Сам старец предсказал монастырю славное будущее, рассказав братии, что у него будет славный преемник, который выстроит великолепный собор и вернет обители некогда отобранные у неё рыболовные воды».

Не случайно Митрополит Астраханский и Камызякский Никон в День Святого Николая 22 мая 2021 года для служения Праздничной службы выбрал именно это место. Праздничное Богослужение, окончившееся Крестным ходом, он отслужил в восстановленном Храме Чуркинской обители.

 

 

 

 

 

 

 

Ну а после торжественного служения, Митрополит вместе с настоятелем Чуркинского монастыря Отцом Александром и главой администрации МО «Володарский район» Хамзой Исмухановым, обошел территорию обители. Определили места, которые требуют первоочередного ремонта и восстановления, осмотрели то, что уже находится в процессе реставрации. Глава Володарского района Хамза Исмуханов заверил, что районная администрация будет всячески помогать возрождению духовной святыни.

 

 

 

 

 

 

Кстати, мало кто знает, что почитаемый множеством казахов (коих в Володарском районе проживает около 80 процентов) великий сын казахского народа, классик инструментальной музыки поэт и мыслитель Курмангазы Сагырбаев получил в годы гонений приют и защиту именно в Чуркинском монастыре….
О том, как был начат процесс восстановления монастыря, командой студии «Буревестник», руководителем которой является Юрий Гаранов, для международного проекта «Global Orthodox» недавно был снят документальный фильм.

«GLOBAL ORTHODOX это медийная платформа, формирующая особое социальное и информационное пространство, объединяющее православных верующих разных стран. GO — светский, неполитический общественный медийный проект для широкой аудитории».

 

 

 

 

 

 

 

Сам фильм можно посмотреть под этим материалом.

Игорь Глуховский

при использовании материалов сайта Святцы

Добавить комментарий