Психологическое здоровье подростков

или с какими проблемами сталкиваются выпускники школ и как с ними бороться.

Психологическое здоровье является важнейшим и неотъемлемым компонентом здоровья. В Уставе ВОЗ говорится: «Здоровье является состоянием полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствием болезней и физических дефектов».

Психологическое здоровье — это состояние благополучия, в котором человек реализует свои способности, может противостоять обычным жизненным стрессам, продуктивно работать и вносить вклад в свое сообщество. В этом позитивном смысле психическое здоровье является основой благополучия человека и эффективного функционирования сообщества.

История вопроса
Психология поведения молодых людей начала освещаться в первую очередь русской классической литературе. Одним из первых обосновывал действия героя его воспитанием и культурным влиянием А.С. Пушкин в «Евгении Онегине»: поведение молодой Татьяны обусловлено семьёй, в которой она выросла, и книгами, которые она читала. Также внутренний мир юного человека, его поступки и отношение к жизни пытался объяснить И.С. Тургенев в своём романе «Отцы и дети». Л.Н. Толстой показывал полные психологические портреты героев-подростков в романе «Война и мир».

А.С. Пушкин
How a Group of Geniuses, and Geeks Created the Digital Revolution
Психоаналитические теории, изучающие подростковый период, начали появляться на рубеже XIX-начала XX веков. Специфику подросткового возраста впервые описал австрийский психолог Зигмунд Фрейд. Работу над определением периода подросткового возраста и его характеристикой продолжила дочь психоаналитика Анна Фрейд. Она первой, в 1936 году, описала работу защитных механизмов, специфических для подросткового возраста. Учёные-психоаналитики внесли существенный вклад для изучения и понимания психологических и биохимических процессов этого периода, но за почти век жизнь молодого поколения сильно изменилась и встал вопрос о причинах тревоги подростков.

Зигмунд Фрейд
Исследования нарушений психического здоровья молодёжи , к сожалению, приобрели популярность в научной литературе только в 90-х годах прошлого века. Они описывают депрессию, поведенческие расстройства с преобладанием антисоциальных проявлений, нарушения пищевого поведения и суицидальность, рост различных проявлений тревоги детей и подростков в современном мире.

Одним из первых российских научных трудов, опубликованных в 1993 году, стала статья «Способ диагностики психологической склонности к диленквентности у подростков» Кружечковского А.Ю. и Чудновского В.С., где рассказывается, какие психологические и биологические факторы могут подтолкнуть подростка к асоциальному поведению и как распознать подобные склонности.

Рассмотрение проблемы на государственном уровне
Со стороны государства и общества повышенный интерес к ментальному здоровью молодёжи начинает прослеживаться с середины 10-х годов, когда Союз охраны психического здоровья (общественная организация, включающая врачей всех специальностей, психологов, педагогов, деятелей искусства) провёл Общероссийский конкурс «Здоровое поколение» (2015 год). В его рамках создавались программы, реализуемые подростками под руководством психологов, программы, обеспечивающие общественно-полезную деятельность детей и подростков, и программы для детей и подростков, реализуемые взрослыми.

29 мая 2017 года вышел Указ Президента Российской Федерации «Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства», в рамках которого были утверждены мероприятия для детей и подростков до 2020 (указ действителен до 2027 года). Одним из таких значительных мероприятий стал III Конгресс «Психическое здоровье человека XXI века», прошедший при поддержке ведущих российских и международных экспертных организаций, объединяющих медицинских и немедицинских специалистов, а также Минздрава России, Минпросвещения России, Минобрнауки России, Минтруда России, Минспорта России, Минкультуры России. Были рассмотрены такие темы, как правовые основы охраны психического здоровья детей и подростков, психическое здоровье детей и подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, профилактика психических расстройств, лечение и реабилитация детей и подростков с психиатрическим опытом и др.

Откуда берутся проблемы с ним?
У проблем с психическим здоровьем очень много очагов возникновения. От гаджетозависимости и панического страха «не найти своё место в жизни», до гормональных сбоев и влияния погоды на состояние подростка. В своём материале мы подробнее рассмотрели именно страх от приближения Единого Государственного экзамена и недопонимания с семьей, повышенные требования со стороны родителей.
Одна из основных проблем, возникающая у подростков, это проблема взаимоотношений с родителями, ведь подростковый возраст — время проверки всех членов семьи на социальную, личностную и семейную зрелость. Оно протекает с кризисами и конфликтами. В этот период все скрытые противоречия выходят наружу.
Главное содержание подросткового возраста составляет его переход от детства к взрослости. Все стороны развития подвергаются качественной перестройке. Этот процесс преобразования и определяет все основные особенности личности детей подросткового возраста.
В связи с этим даже в благополучных семьях возникает определенная сложность общения с детьми старшего школьного возраста. Причем сложность увеличивается еще и потому, что родители часто не понимают, что с выросшими детьми общение должно строиться по-другому, нежели с маленькими. Не всегда родители различают, что нужно запрещать, а что следует разрешать. Все это может создать весьма непростую, конфликтную ситуацию.

Что же касается ЕГЭ, современной системе образования его не только сдают. Им запугивают детей: в школе и дома ученики то и дело слышат, что несданный экзамен поставит крест на высшем образовании и перспективной работе. Несколько месяцев школьник живет в постоянном напряжении и страхе. Нервы сдают, он психует, кричит, швыряет учебник или, наоборот, зубрит до полночи, пытаясь выучить все к тесту.

КАК ТЕМА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ПОДРОСТКОВ ОСВЕЩАЕТСЯ В СМИ?
На основе федерального СМИ “Такие дела”, а также региональных — “АРГУМЕНТЫ И ФАКТЫ. Кузбасс”, “Сибдепо”, “VSE42”, “МК в Кузбассе” (публикации с 2017 по 2020 год).
“Такие дела”
публиковали историю Артема Веселова из города Новосибирск, который решил оспорить результаты ЕГЭ в суде. “Выпускник, окончивший гимназию с медалью, набрал высокие баллы по всем предметам, но результат экзамена по обществознанию его не устроил: работу оценили на 88 баллов, хотя Веселов был уверен, что ответил правильно на каждый вопрос”. После разбирательств выяснилось, что баллы сняли за развернутые ответы. Артем в ответах опирался на данные учебников Высшей школы экономики, которые не входили в список допущенные пособий. Выпускнику отказали в пересмотре результатов ЕГЭ.

В региональных СМИ за последние 1,5 года все чаще выделяется проблема буллинга. Проанализировав материалы, затрагивавшие темы ЕГЭ, психологического здоровья подростков, подростковой депрессии и случаев проявления агрессии со стороны учеников, на интернет портале VSE42.ru, мы пришли к выводу, что:
Судя по опросам сайта, почти половина учеников 8-11 классов среднеобразовательных учреждений сталкивались с проблемами с психологическим здоровьем, более, чем у 40% выявились депрессивные наклонности.

Самыми распространёнными причинами проблем с ментальным здоровьем стали: проблемы с расписанием/режимом дня, трудности во взаимоотношениях с родителями, за последний учебный год постоянные переносы дат и вариантов проведения единого государственного экзамена, неизвестность о возможностях пересдачи, паника от эпидемиологической ситуации в стране.

К сожалению, без оказания должной помощи, не все студенты могут справится со своими эмоциями, что приводит к буллингу (а иногда и физическим конфликтам) внутри учебного коллектива.

Как в федеральном, так и в региональных средствах массовой информации “уклон” сделан на образование: большинство текстов посвящены ЕГЭ и ОГЭ. После прочтения публикаций “напрашивается” вывод о несостоятельности системы ГИА и её провалах, которые отражаются на эмоциональном состоянии подростков.

Также лидирующую позицию в федеральном СМИ занимают материалы об отклонениях поведения школьников. Подростки приходят в школу с оружием, избивают людей на улицах или же убегают из дома. Данные проявления связывают с агрессией, которая вызвана психологическими проблемам ребят.

В ЧЕМ ОПАСНОСТЬ?
чем для подростка может обернуться нежелание решать все вышеперечисленные проблемы и отсутсвие должного внимания к своему психическому здоровью.
1
Снижение самооценки
У большинства подростков, появляется ситуативное отношение к себе, нередко отрицательное и зависящее от отношения окружающих
2
Физические ухудшения здоровья
Переутомление и длительный сидячий период обучения не могут пройти бесследно, частыми «побочными эффектами» ЕГЭ являются остеохондроз, снижение зрения, атрофированность некоторых групп мышц.
3
Подростковая депрессия
Самым страшным и, к сожалению, нередким итогом затяжного стресса из-за экзаменов становится депрессия. Ее лечением приходится заниматься уже непосредственно с профессиональными врачами.
А ЧТО ГОВОРИТ НАША СТАТИСТИКА?
Мы создали анкету с целью выяснить, какие проблемы волнуют ребят школьного возраста (конкретнее, 9-11 классов). В опросе приняли участие 67 человек в период с 16.11.20. по 23.12.20. Анкета содержала 15 вопрос о школе, экзаменах и взаимоотношениях с родителями.
Как справляются со своими проблемами подростки?
Каждый восстанавливает ментальное здоровье своим способом, а у кого-то в этом нет необходимости…
У меня нет тревоги: есть естественная, нормальная озабоченность. Мне кажется уровень стресса будет зашкаливать в конце года. Учителя нас подбадривают и пытаются замотивировать, а родители морально не поддерживают, но, наверное, потому что видят, что я в этом не нуждаюсь. Может, родители переживают за результаты экзаменов, но оба в разной степени
Степан Битенко, ученик 11 класса

Я оцениваю свою уровень стресса на протяжение учебного года по десятибалльной шкале на 9+. В школе нам никак не оказывается психологическая поддержка. Я думаю, это потому, что детей слишком много, чтобы всем помогать. Меня поддерживает мама и бабушка с дедушкой. Они часто меня успокаивают и помогают отвлечься хотя бы на банальные дела по дому
Виталий Велимченко, ученик 11 класса

А ЧТО ГОВОРЯТ «БЫВАЛЫЕ»?
Владислав Погорецкий о своем опыте

«
Период 10-11 класса ЕГЭ не было основным фактором, который давил на меня. Экзамены просто добавились в общую кучу.

Как вы переживали «тот самый» период?

Переживал тот период… Если удавалось погрузиться с головой в дела или в учёбу, то нормально. А вот в свободное время было тяжко. Постоянный «зуд» из разного рода назойливых мыслей. От простых страхов и накручиваний до кое-чего похуже. Потом становилось сложнее, всё чаще уходил в себя даже во время различных дел. В итоге пошёл к психологу. И это прям… Хорошо, когда есть кому высказать весь накопившийся груз. Даже если это и «друг за деньги». Психолог прям помогал. Чего не скажешь о таблетках. К психотерапевту я пошёл немногим позже психолога. Выписали таблетки, начал принимать их. Ииии… Эффекта как такового я не ощутил. Но вот, если перестать пить их хоть на день, то становилось очень плохо. Причём больше физически, чем морально. По крайней мере у меня было так.
Экзамены в целом прошли нормально, я больше накручивал себя. Хотя так, мне кажется, было почти у всех. Всё себя накручивают и занижают, а потом хорошо их сдают.

Как отношусь к тому периоду жизни сейчас?

Сложно сказать, ведь свой диагноз я так и не вылечил. Я перестал ходить к психологу и пить антидепрессанты прямо перед экзаменами. А потом работа, поступление и уже вуз. Сейчас у меня всё не так запущено, как тогда. Самооценка чуть улучшилась, в целом стало легче переносить выходки мозга.
ЕГЭ — пробник сессии. Просто знайте, что потом «ЕГЭ», уже а виде сессии (меньше контроля и давления), будет проходить каждые полгода.

Если вы постоянно подавлены, у вас постоянно плохое настроение и апатия, то сходите к психиатру.
Не к психологу, а именно к психиатру, чтобы определить, что с вами. И если вы больны, то чтобы определить лечение. Не «забивайте» на психологическое здоровье. Оно не менее важно, чем физическое.

Ваш финальный совет ребятам, у которых все вышесказанное ещё впереди?

Ну и напоследок… Перед ЕГЭ на вас будут давить. Учителя, родители своими ожиданиями, время, так неумолимо приближающее неизбежное, возможно, даже вы сами. Вынести это будет тяжело (особенно людям с заниженной самооценкой), да, но возможно. В этом могут помочь различные хобби. Найдите чем себя занять и абстрагируйтесь от внешнего воздействия.

ЧТО ГОВОРЯТ ЭКСПЕРТЫ?
Мнение педагогов о вопросе подросткового стресса.
Мы взяли комментарии у преподавателей, непосредственно работавших с подростками в предэкзаменационный, а следовательно, стрессовый период.

Соболева Елена Николаевна
преподаватель немецкого языка
в МБОУ Гимназия №41
педагог в центре изучения немецкого языка «Goethe Institut»

Абсолютно все ученики индивидуальны – нельзя сказать, что есть одна универсальная методика оказания помощи.
— Соболева Е.Н
Вы как преподаватель иностранного языка, экзаменационного предмета, часто замещаете у своих учеников проблемы со психическим здоровьем? Бывает ли такое, что они обращаются к вам за моральной поддержкой, а не за педагогической помощью?

— Да, к сожалению, особенно у тех учеников, которые стоят на пороге важного контрольного среза такого, как ОГЭ, ЕГЭ, международного экзамена, очень заметны следы стресса, особого психологического напряжения, и любая поддержка, которую ему можно посильно оказать, идёт только во благо. Такие ребятишки сильно ждут, чтобы их подбадривали, вселили уверенность и помогли в решении этого вопроса.

Как вы им помогаете? Используете к каждому индивидуальный подход?

— Абсолютно все ученики индивидуальны – нельзя сказать, что есть одна универсальная методика оказания помощи. Если одного можно мотивировать, завертев гайки, пожёстче к нему отнестись, то тогда он взбодрится, разозлится и, как трактор, пойдёт вперёд. Для другого такой подход будет только губителен: он ещё больше потухнет и совсем ничего не сможет сделать, поэтому здесь только исключительно индивидуальный подход.

Где и как вы получили информацию о том, как работать с учениками, склонными к проблемам с психическим здоровьем? Обучают ли этому в университете? Проходили ли вы какие-либо курсы или исключительно практика и человеческий фактор?

— Курс педагогической психологии в университете читается, но в то время, когда я училась, у нас упор был на иностранный язык больше, чем на педагогику и психологию. Даже методика преподавания читалась очень краткий промежуток времени, поэтому никто серьёзно и углубленно эту тему нам не преподносил. Уже в процессе педагогической деятельности я проходила много курсов, в том числе и психолого-педагогических, сама разбиралась. Очень много дали иностранные командировки, направленные на повышение квалификации, потому что, как мне кажется, там на это смотрят немножко под другим углом. Психологический аспект как учителя иностранного языка там мне больше нравится. Школа и обучение там не как источник стресса, а как источник удовольствия.

Какие бы вы могли дать советы учителям, которые замечают школьникам девятого и одиннадцатого класса страх перед поступлением в университет, стресс перед экзаменами?

— Открыть им глаза на то, что это одна из ступеней в жизни, даже не конец и не рубеж чего-то. От того, как школьники пройдут это испытание, может, в жизни что-то и определится, но даже если этот этап будет пройден не совсем так, как планировался, конец жизни точно не случится. Поэтому надо немного убрать градус важности этого мероприятия, возможно, немного больше поддержать детей, чем пугать, что если они не сдадут экзамены на максимальный балл, то они никуда не поступят. Ну не поступят в одно место, поступят в другое. В любом случае призвание своё найдут.

Соколова Наталья Юрьевна
педагог-психолог в ГБНОУ ГЖГИ
С какими проблемами чаще всего обращаются гимназистки?

— Причины обращения гимназисток зависит от периода обучения в гимназии. В первой четверти 70-80% обращений – это проблемы психоэмоционального состояния (адаптация, эмоциональный дискомфорт, повышенный уровень тревожности – 9-10ые классы), профориентация (проблемы, связанные с выбором профиля или образовательного маршрута -10ые классы). Во второй и третьей четверти основной запрос по конфликтам и взаимоотношениям, а так же профориентация. А в четвертой четверти, конечно же, основным запросом является тревога и состояние перед предстоящими экзаменами. Что касается травли, то с уверенностью могу сказать, что ее в гимназии нет. Большинство конфликтных ситуаций разрешаются с помощью педагогического коллектива и руководства гимназии.

Многие ли прибегают к вашей помощи? Или в основной массе девочки борются сами со стрессом?

— В соответствии с планом в гимназии ежегодно проходит диагностика и психологический тренинг по подготовке воспитанниц 9-11х классов к ОГЭ и ЕГЭ. Воспитанницы, в большинстве своём, самостоятельно справляются. За индивидуальной помощью обращаются воспитанницы, которые не могут справиться самостоятельно, как правило, 6-10%.

На ваш взгляд, закрытое учреждение, как гимназия, помогает бороться со стрессом перед экзаменами или наоборот повышает его?

— Я считаю, что закрытое учреждение как помогает, так и наоборот, повышает стресс. Состояние стресса и тревожности зависит от психофизиологических особенностей человека, от его волевых качеств и психологического настроя. Психологическая поддержка исходит от всего коллектива гимназии, а также информационная и просто человеческая активно практикуется. Бывает, что родители больше оказывают «давление» и вызывают тревогу, ввиду своей не информированности.

Как вы прорабатываете проблемы гимназисток? Есть ли какая-то волшебная, универсальная фраза, совет, который поможет всем? Или все случаи индивидуальны?

— Каждая проблема индивидуальна и с каждой воспитанницей выстраивается индивидуальная работа по профилактике стресса. Волшебной фразы или универсального совета нет. Но есть основные техники, методы и способы, которые помогают при стрессовых ситуациях – это дыхательные, релаксационные техники, визуализация, абстрагирование. Эти техники мы изучаем во время подготовки к экзамену.

Как вы считаете, подросток может в одиночестве справиться со своими проблемами? Со страхом нереализованности, страхом экзаменов, может травлей или семейными проблемами?

— Школьнику справится с травлей самостоятельно, однозначно, не получится, необходима помощь взрослых, тех, кому он доверяет, и кто реально может помочь. Справиться со стрессом и проблемами самостоятельно может, но все зависит от ситуации и состояния подростка, лучше, конечно, обратится к взрослому, так как школьнику не всегда хватает знаний и опыта в этом вопросе.

Есть золотые правила, которые могут помочь избежать сильного стресса в подростковом периоде?

— Золотые правила:
а) Развивать волевые качества – это поможет мобилизации и саморегуляции (например: занятие спортом);
б) Учиться не для оценок, а для знаний, т.к. большой процент подростков тревожатся из-за недостатка знаний по предмету;
в) Безвыходных ситуаций не бывает, надо посмотреть на ситуацию «под другим углом» и обязательно найдется решение или возможность.

Есть ли какие-то памятки для родителей, детей учителей?

— Да, есть (смотрите ниже)

Таким образом, рассмотренные нами проблемы, не теряют свою актуальностью независимо от места и времени. Подростки постоянно испытывают давление по многим причинам.
Задача нашего проекта заключалась в том, чтобы, во-первых, как можно больше детей поняли, что о проблемах надо говорить, необязательно самостоятельно справляться с переживаниям. Во-вторых, привлечь внимание родителей. В трудный период внутренних переживаний подросток должен понимать, что его любят, поддерживают и ни в коем случае не осуждают. В-третьих, задача каждого из нас быть внимательнее друг к другу и, может, только тогда, наш проект потеряет актуальность.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПЕДАГОГАМ:

1. Сосредоточивайтесь на позитивных сторонах и преимуществах учащегося с целью укрепления его самооценки;
2. Помогайте подростку поверить в себя и свои способности;
3. Помогайте избежать ошибок;
4. Поддерживайте выпускника при неудачах;
5. Подробно расскажите выпускникам, как будет проходить единый государственный экзамен, чтобы каждый из них последовательно представлял всю процедуру экзамена;
6. Приложите усилия, чтобы родители не только ознакомились с правилами для выпускников, но и не были сторонними наблюдателями во время подготовки ребенка к экзамену, а, наоборот, оказывали ему всестороннюю помощь и поддержку;
7. Учитывайте во время подготовки и проведения экзамена индивидуальные психофизиологические особенности выпускников. Психофизиологические особенности – это устойчивые природные характеристики человека, которые не меняются с возрастом и проявляются в скорости протекания мыслительно-речевых процессов, в продуктивности умственной деятельности.

Памятка родителю

В первую очередь – успокоиться самому родителю.

Поддерживать ребенка – значит верить в него. Поддержка основана на вере в прирожденную способность личности преодолевать жизненные трудности при поддержке тех, кого она считает значимыми для себя. Взрослые имеют немало возможностей, чтобы продемонстрировать ребенку свое удовлетворение от его достижений или усилий. Другой путь – научить подростка справляться с различными задачами, создав у него установку: »Ты можешь это сделать».
Чтобы показать веру в ребенка, родитель должен иметь мужество и желание сделать следующее:
·   Забыть о прошлых неудачах ребенка;
·   Помочь ребенку обрести уверенность в том, что он справится с данной задачей;
·   Помнить о прошлых удачах и возвращаться к ним, а не к ошибкам.
Существуют слова, которые поддерживают детей, например: «Зная тебя, я уверен, что ты все сделаешь хорошо», «Ты делаешь это очень хорошо». Поддерживать можно посредством отдельных слов, прикосновений, совместных действий, физического соучастия, выражения лица.
Итак, чтобы поддержать ребенка необходимо:
1.Опираться на сильные стороны ребенка;
2.Избегать подчеркивания промахов ребенка;
3.Проявлять веру в ребенка, сочувствование к нему, уверенность в его силах;
4.Создать дома обстановку дружелюбия и уважения, уметь и хотеть демонстрировать любовь и уважение к ребенку;
5.Будьте одновременно тверды и добры, но не выступайте в роли судьи;
6.Поддерживайте своего ребенка. Демонстрируйте, что понимаете его переживания

Памятка «Психологическое сопровождение ЕГЭ»

для участников

Как научиться психологически готовить себя к ответственному событию? Предлагаем некоторые рекомендации, которые позволяют успешно справиться с задачей, стоящей перед Вами:
· Оцени, что больше всего тебя пугает в процедуре ЕГЭ? Составь список тех трудностей, с которыми, по твоему мнению, придется столкнуться. Это поможет разобраться в проблемах и в их осознании тобой;
· Вспомни, была ли у тебя на предыдущих этапах похожая трудность? Удавалось ли тебе справиться с ней и как? Что именно помогло справиться? Подумай, что бы ты сделал по-другому. Что именно из этого положительного опыта тебе помогло бы и в этот раз;
· Осознай, кто мог бы помочь тебе в ситуации подготовки к ЕГЭ: родители, друзья, Интернет, педагоги или еще кто-либо. Проявляй инициативу в общении по поводу предстоящего события;
· Особое внимание удели организации комфортной домашней обстановки: создай для себя удобное место для занятий, которое стимулировало бы тебя к приобретению знаний;
· Удели необходимое внимание изучению инструкций по проведению и обработке материалов единого государственного экзамена, что позволит тебе избежать дополнительных трудностей;
· Если ты испытываешь боязнь или страх по поводу возможной отметки, которая могла бы тебя не удовлетворить, то постарайся понять, что сама по себе эта тревожность может иметь положительный результат, так как помогает повысить активность и саморегуляцию;
· Используй такие формулы самовнушений:
Я уверенно сдам ЕГЭ.
Я уверенно и спокойно справлюсь с заданиями.
Я с хорошим результатом пройду все испытания.
Я спокойный и выдержанный человек.
Я смогу справиться с заданием.
Я справлюсь.
Я должен сделать то-то и то-то….
Эти самовнушения, повторенные в медленном темпе несколько раз, перед сном, «запишутся» в программирующем аппарате мозга, помогут тебе быть спокойным, уверенным и мобильным.

В день экзамена

Как настроить себя на успех, быть более собранным 

и внимательным в день сдачи ЕГЭ

— День сдачи ЕГЭ — очень важный для тебя день. У тебя уже есть положительный опыт сдачи экзаменов в прошлом, воспользуйся им.
— Осознай то, что ЕГЭ не свалился на тебя, «как снег на голову». Ты прошел достаточную подготовку к нему на предварительном этапе. В этом тебе помогали родители и учителя.
— Мобилизуй свое внимание, сконцентрируйся на успешном выполнении всех заданий — это поможет справиться с ситуацией.

— Постарайся сразу сосредоточиться после того, как ты получил текст заданий. Не отвлекайся на посторонние раздражители (шорохи, звуки, разговоры). Перечитывай каждый вопрос дважды, убеждаясь, что ты правильно понял то, что от тебя требуется.
— Если тебе не сразу удается сосредоточить внимание, ты отвлекаешься и испытываешь тревожность по поводу ситуации. Успокойся, присмотрись — тебя окружают такие же сверстники и учителя, которые так же, как и ты, заинтересованы в успехе.
— Сначала пробегись глазами по всем заданиям и начинай с более легких, а сложное оставь на потом. Это поможет тебе быстро включиться в работу и приобрести уверенность в своих возможностях на все время работы.
— Не спеши сразу вписывать правильный ответ, еще раз перечитай задание до конца, убеждая, тем самым, себя в верном выборе. Это поможет избежать досадной ошибки.
— При выполнении следующего задания старайся отвлечься от предыдущих и сосредоточиться только на новом задании, даже если в прошлых заданиях ты, как тебе кажется, испытал неудачу.
— Обязательно рассчитай приблизительное время на выполнение каждого задания, оставив достаточно времени на проверку всех заданий.
— Если ты испытываешь серьезные затруднения по поводу решения тех или иных заданий, примени все свои ресурсы, связанные с предыдущим опытом освоения предмета и помни, что тестовые задания рассчитаны на максимальный уровень трудности. Поэтому постарайся набрать максимальное количество баллов по всем легким заданиям, и количество решенных тобой заданий вполне может оказаться достаточным для хорошей оценки.
Желаем успехов!


Над проектом работали:
Толченицына Екатерина
Римова Арина
Целыковская София
Шукшина Анастасия
Островская Алена

Добавить комментарий