Транспортная реформа, которую в Астрахани ждали многие, как представители региональной власти, так и простые астраханцы, запущена в жизнь. Правда, не обходится и без «подводных камней». Не все идет пока гладко, как на бумаге. Первое, на что обращают внимание в Астрахани, это то, что город оказался не совсем готов к данной реформе. Несмотря на то, что для подготовки было достаточно много времени.
Об этом говорили и на совещании у губернатора Астраханской области Игоря Бабушкина, предваряющем запуск реформы. Врио начальника УГИБДД УМВД России по Астраханской области Александр Канунников обозначил, что в Астрахани отсутствуют специальные выделенные полосы для общественного транспорта. Они, по словам Канунникова, должны были появиться еще в октябре 2022 года. Администрация Астрахани направляла в ГИБДД на согласование проект организации дорожного движения, однако получила его обратно на доработку.
А вопрос действительно архиважный. Дело в том, что Астрахань — типично южный город. С узкими улицами и дорогами, не имеющими зачастую достаточной широты для организации дополнительной полосы. А это, как опасаются горожане, может привести к появлению в «Каспийской столице» «столичных» пробок. Да, многие годы астраханцы страдали от отсутствия качественного общественного транспорта. Маршрутки, не отвечающие стандартам, предъявляемым к общественному транспорту, заполонили улицы города. Астраханцы завидовали жителям тех городов, в которых транспортная система была развита. Где по улицам давно ездят современные автобусы. Но вот готовы ли они «заплатить» за появление таковых стоянием в пробках?
Не все довольны и тем, что на линии пассажирских перевозок появится некий «монополист» в лице питерской компании «Питеравто». Которой, как нам известно, из бюджета будет выделяться в год по 4 миллиарда рублей. Не совсем понятна выгода для региона. Ведь оплата, вносимая пассажирами за проезд, хоть и будет поступать в бюджет, но, согласно расчетам Минфина, составит, 1.5 миллиарда в год. То есть, по факту, можно будет говорить об убыточности такой постановки затрат на реформу.
Местные предприниматели в области пассажирских перевозок не понимают и еще одного момента:
«Возникает вопрос: почему местным нельзя было таких условий создать? Местные власти, по всей видимости, рассуждают следующим образом: „свои“ предприниматели — возите, как хотите, будем только требования выдвигать и ничем не поможем. Питер — держите дотации, ни в чем себе не отказывайте. Не просматривается ли здесь лоббирование интересов неких бенефициаров от Питера?», — задаются они вопросами.
А ведь найдутся же и те, кто будет местных обвинять в том, что они не могли просто так взять и купить новые автобусы. «А кто им мешал объединиться и выйти на конкурс?». А вот задуматься о том, кто продавливает в регион питерские автобусы «большой вместимости»?
Вопросы и опасения резонные. На взгляд некоторых, реформа не до конца продумана. В теоретической части вроде все хорошо: движение по графику, строгий контроль за подвижным составом и комфорт для пассажиров. А на практике? Учитывая специфику южных узких улочек? Под выделение специальных полос для автобусов сейчас подпадают улицы Савушкина, Анри Барбюса, Победы, Соликамская, Бабаевского, Адмиралтейская, Б.Хмельницкого и Яблочкова. Астраханцы и без этого в часы пик, или когда случилась автоавария, страдают в сразу же образующихся там автомобильных пробках. Многие местные автомобилисты считают, что внедрение здесь выделенных полос только усугубит ситуацию.
«У нас все-таки не Москва с ее широкими проспектами и как минимум четырехполосным движением в каждую сторону. Да еще и с многочисленными „дублерами“ (параллельными основным магистралям автодорогами — примечание редакции), по которым можно побыстрее объехать возможные заторы. Пассажиры общественного транспорта, конечно, может и выиграют от „выделенок“. Но почему не подумали об автомобилистах? Наплевать, главное отчитаться и „освоить бюджет“?», — такие вопросы звучат нередко.
Кстати, уже практически ежедневно автобусы большой вместимости, вышедшие на улицы Астрахани в рамках транспортной реформы, становятся участниками мелких ДТП. Затрудняющими проезд по узким автодорогам. Однако в администрации области считают, что эти ДТП специально провоцируются водителями маршруток, вытесняемых из ниши оказания услуг по перевозке пассажиров.
Вновь прошло совещание у губернатора области. На котором выработано решение обрушить на маршрутчиков, препятствующих внедрению больших автобусов повсеместно и навсегда всю мощь административного ресурса. От ГИБДД и Транспортной инспекции до полиции и налоговой. Рейды этих организаций будут ориентированы на нарушения маршрутчиками положений и требований законодательства и постановлений областной власти. В руководстве области считают, что реформа столкнулась с организованным сопротивлением.
Любая попытка выдавить маршрутки встречается агрессией. Несколько лет назад уже осуществлялась попытка заместить маршрутки автобусами, также происходили ДТП, а автобусы и вовсе закидывали камнями на конечных пунктах. Были и перекрытия дорог, и прочие пакости.
И все же, реформировать транспортную систему Астрахани необходимо. Город отстал в области пассажирских перевозок чуть ли не безнадежно. Сначала астраханцы лишились трамвая, затем троллейбуса, после — практически автобусного парка. И осталось передвигаться практически лишь на маршрутках. Запуск транспортной реформы в регионе был необходим, а сегодняшние трудности не вечные. Есть и такое мнение:
«Конечно, никто не может ожидать, что реформа, любая, начинает сразу и полноценно работать. При всех расчетах и прикидках, как бы правильно они не были бы сделаны, всегда есть фактор „обкатки в реальных условиях“. Всегда найдутся те, кто будет препятствовать реформированию и мешать продвижению реформы. Мелкие аварии между синими автобусами и маршрутками, как уже складывается мнение, зачастую провоцируют, в стиле автоподстав, сами водители маршрутных такси. Понятно, что они не хотят лишиться заработка, а владельцы маршрутов — прибыли. Но так нельзя. Поэтому решение о борьбе с такими, думается, правильное. Порядок обязательно будет наведен. Считаю, что ближайшие пара-тройка месяцев покажут состоятельность транспортной реформы и правильность решения о ее внедрении губернатором области Игорем Бабушкиным. А астраханцы почувствуют разницу между проездом в комфортном автобусе с передвижением в грязной и не совсем технически исправной маршрутке».
Как пойдет астраханская транспортная реформа — покажет ближайшее время. Когда проявятся все преимущества и недостатки авторов реформирования. Ясно одно — реформировать пассажирские перевозки было необходимо. В любом случае нужно двигаться к развитию. Ну а вопросы уже нужно выдвигать по мере ее продвижения. А пока наш источник в администрации области заверил, что продвижение реформы полностью под контролем губернатора и все возможные заминки будут решаться и корректироваться сразу же по мере возникновения. Будем надеяться, что именно так и будет.