О внесении изменений в Федеральный Закон «О противодействию коррупции».
Нет недостатка в законах, есть проблемы их применения.
Не буду знакомить с содержимым закона, скажу только, что дополнения, как и основной закон на мой взгляд лишь имитируют борьбу с коррупцией, которая свелась в основном к наглядной агитации и расклейке антикоррупционных памяток в гос. учреждениях. И так примерно во всем. В России законы как правило не имеют авторов в то время, как в США все поступающие на рассмотрение проекты законов имеют так называемых спонсоров, имена которых широко известны.
Дополнения к закону не внесли существенных изменений в основной закон. Государство и до этого успешно обращало в доход активы чиновников и не только. В законе сказано, что взыскании денег с банковских счетов чиновников будет происходить в случае, если сумма поступлений превышает доход за три года. Раз закон действует с момента публикации и не имеет обратной силы, то всем чиновникам, кто непонятно как нажил своё имущество до этого дня беспокоиться незачем. Это скорее предупреждение новой номенклатуре о том, что обогащаться придётся более медленными темпами и следить за тем, что годовой банковский депозит не превышал доход за три предыдущих года.
В законе я ничего не нашёл о соответствии расходов доходам, только о размере банковского депозита за текущий год. Очевидно, те, кто готовил этот закон считают нормальным ситуацию, когда чиновник не только не тратит свою месячную зарплату, но в конце месяца его зарплата удваивается или утраивается. Может быть они все на государственном обеспечении, а мы просто этого не знаем? Уверен, что их жены и/или дети являются талантливыми и успешными предпринимателями.
Суммируя, могу сказать, что в моём представлении новый закон с энтузиазмом, воспринятый большинством россиян, является продолжением имитации борьбы с коррупцией. Очевидно, что чиновники делают всё, чтобы заменить реальную борьбу бумажной, декларируют желание бороться, не затрагивая те основы, которые её порождают. Было бы странно предположить, что они сами будут рыть себе яму. Большинству же людей, не обремененными властными полномочиями нужна системная, а не бумажная борьба с коррупцией, которая возможна в рамках существующих законов.
К чему изобретать новые законы, не применяя множество уже существующих? У нас, на мой взгляд, нет недостатка в законах, есть проблемы их применения. Да, существует проблема качества законов и подзаконных актов. По-другому и быть не может в отсутствии состязательности идей и подходов. Мне представляется, что практически все законотворческие инициативы исходят из Администрации Президента и профильных министерств.
Что можно сделать прямо сейчас:
- Исключить продажу или покупку за наличные деньги свыше 500 тысяч рублей (сумма условная), а также выдачу кредитов в наличной форме. Во всех цивилизованных странах существуют определённые ограничения на оборот наличных денег, например запрет на транзакции свыше определенной суммы. Не секрет, что бесконтрольный оборот наличных денег является питательной средой для коррупции и взяточничества, а также теневого рынка денег и финансовых услуг. Например, в США вам не удастся купить новый автомобиль за наличные, вы не сможете положить на счет сумму, превышающую 10 000 долларов не доказав законность получения, не сможете получить наличными сумму выше 5000 долларов США, не сделав предварительный запрос в банк, который будет передан в налоговую службу.
- Запретить долларовые счета. Я не могу себе представить, чтобы в США можно было открыть счет в какой-либо другой валюте. В случае необходимости, для выезда за рубеж, например, можно свободно приобрести конвертируемую валюту в любом банке.
- Умерить аппетиты банков и микро финансовых организаций, разработав стандартные условия кредитования за исключением самой кредитной ставки. Прекратить практику привлечения следственных и надзирающих органов во взыскании кредитной задолженности. Принимая решение о выдаче кредита, кредитор должен оценивать риски кредитования и сам нести финансовую ответственность за невозвратный кредит, а не перекладывать её на государственные органы. Пересмотреть практику работы мировых судей.
- Создать в каждом регионе общественную комиссию по проверке всех без исключения руководителей государственных корпораций, депутатов, чиновников и их родственников на предмет наличия конфликта интересов (статья 10 Закона «О противодействию коррупции»). Мне кажется не нормальным положение, когда, к примеру, муж — начальник департамента по управлению корпоративными расходами госкорпорации, а жена — там же занимает должность начальник департамента по управлению имуществом этой (это не гипотетический, а конкретный пример). Если здесь есть конфликт интересов, то кто и почему это допустил?
- В случае обнаружения конфликта интересов, применять статью УК РФ Статья 171 «Незаконное предпринимательство» и статью 1102-1109 ГК РФ «Необоснованное (незаконное) обогащение». К этому я бы относил прямое или косвенное участие в бизнесе.
- Налоговым службам проверить всех без исключения налогоплательщиков на предмет соответствия доходов и расходов. В случае невозможности доказать законность имущества, взыскивать его в доход государства на специальные счета в качестве обеспечения оплаты налогов и штрафов начиная с дня выявления такого несоответствия.
- Проверить руководителей всех уровней государственного управления на предмет «злоупотребления должностными полномочиями»
- Проверить все не коммерческие, общественные организации и фонды на предмет соответствия целям и задачам, декларируемым при регистрации. Создать механизмы контроля и ответственности за использование НКО для легализации теневых доходов.
Жить без привилегий будет худшим видом наказания для них.
(Ст.285 ч.3), которая включает так называемое «телефонное право» или, как принято говорить, «административный ресурс». За использование служебного положения в корыстных целях наказывать конфискацией имущества коррупционеров и тех, кто укрывал их собственность. Вместо уголовного преследование переселять в муниципальное жильё и выплачивать пенсию на общих основаниях.
Коррупция всегда является следствием, поэтому нужно подвергнуть анализу и устранить причины их порождающие, и уже после этого предпринять шаги, препятствующие возрождению и воспроизводству этой самой коррупции. Но это тема отдельного большого разговора. Что касается сопротивления на местах. Лидер должен уметь преодолевать сопротивление и двигаться к намеченной цели.
Олег Подгорецкий
для информационного аналитического издания «Российский Репортер»
От редакции: Олег Подгорецкий — в прошлом инженер-баллистик, выпускник Военно-космической академии им А. Ф. Можайского, а ныне исследователь, ученый, изобретатель, проживающий в США