Несмотря на успехи рыбаков и рыбоводов, рыба остается одним из самых дорогих продуктов на столе россиян. За пять лет (2018–2022) цена 1 кг рыбы в среднем выросла на 32% — это данные Восточного центра государственного планирования. Больше всего рыба подорожала на Урале: плюс 43%.
В чем причины дороговизны одной из наиважнейших составляющих питания?
По мнению руководителя Информационного агентства по рыболовству Александра Савельева, причинами роста стоимости стали последствия пандемии коронавируса и обострившегося геополитического кризиса. В результате рыболовные компании продают товар на внутреннем рынке, ориентируясь на экспортные цены, а расходы на логистику и хранение увеличиваются. Дополнительные затраты по реализации продукции на внутреннем рынке закладываются в стоимости продукции для конечного потребителя.
Россию омывает 12 морей, но рыба остается одним из самых дорогих продуктов питания. На цену товарной рыбы влияют несколько факторов: нехватка на внутреннем рынке, сложная логистика, импортозависимость по оборудованию, кормам и посадочному материалу. По итогам 2022 года уровень самообеспеченности России по рыбе превысил 150%. Такие данные опубликовал Минсельхоз. При этом Росстат подсчитал, что россияне стали покупать (и есть) меньше рыбы и морепродуктов. В прошлом году на каждого жителя страны пришелся 21 кг, а годом ранее показатель был выше на 2%. Медицинская норма потребления, которую ранее озвучивал Минздрав — 22 кг рыбы в год. Причина, считают эксперты, в высокой цене на рыбу, даже по сравнению с мясом.
Рыба в магазинах, а вслед за этим и на столах россиян, появляется двумя путями. Первый — вылов дикой рыбы в морях и реках, второй — промышленное рыбоводство.
Интересно, что при расчетах потребления учитывается вес целой рыбы, с головой, хвостом, плавниками и остальными частями, которые чаще всего не едят. Если считать только съедобную часть, потребление снизится до 16 кг, отмечают в Ассоциации производственных и торговых предприятий рыбного рынка. Столько же рыбы съедают в год жители стран Восточной Европы.
Достаточно ли вылавливается рыбы? Может ее высокая цена оправдывается недостаточным количеством на рынке нашей страны? Давайте посмотрим.
Россия — один из лидеров потребления рыбы лососевых пород в Европе. В год в нашей стране реализуется около 90 тонн такой рыбы. Но из них до 80% приходится на импорт. До 2022 года основным поставщиком лососевых в нашу страну была Норвегия, сейчас основные поставки идут из Чили и с Фарерских островов. Ввозят как замороженную, так и свежую рыбу.
В прошлом году Центробанк России сообщил о резком росте цен на горбушу из-за плохой путины. Рыба не заходила на территории, где ведут промысел российские рыбаки. В результате в годовом выражении рыба подорожала в 2 раза. Аналогичная ситуация произошла и с сайрой. Ее вылов в 2022 в Росрыболовстве называли маловероятным, покрыть нехватку пришлось за счет импорта. Но и у зарубежных рыбаков улов упал. Итог: цена консервы из сайры выросла на 20%.
В 2022 году российскими рыбаками добыто 4,9 млн тонн рыбы, это меньше чем годом ранее — тогда добыли рекордные 5,05 млн тонн. Снижение в Росрыболовстве объясняют несколькими факторами: неурожайной лососевой путиной, проблемами, с которыми столкнулись наши рыбаки при лове в конвенционных районах и экономических зонах некоторых государств, ограничениями на районы ведения промысла в Азово-Черноморском бассейне. В текущем сезоне у отечественных рыбаков все в порядке. По информации Федерального агентства по рыболовству, к 24 мая 2023 года (это самые свежие данные на момент публикации статьи) объем вылова рыбы вырос на 5,5% к уровню предыдущего года и составил 2,02 млн тонн.
Ведомство сообщает, что основной вклад в общий вылов вносят дальневосточные рыбаки. Так, на 24 мая в рыбных терминалах Приморского края находилось 28,6 тыс. тонн свежемороженой рыбной продукции. На подходе к морским портам Приморского края находилось 26 судов с 17,9 тыс. тонн рыбной продукции на борту. В основном это свежемороженые уловы минтая сельди и трески.
1 июня началась лососевая путина, в ходе которой планируется добыть более 500 тыс. рыбы. По предварительному прогнозу российских ученых на путину 2023 года, только в Камчатском крае предполагается добыча 382,5 тыс. тонн тихоокеанских лососей.
Российские рыбаки ловят не только морскую, но и речную рыбу, благо рек в нашей стране много. В том числе ведется и промышленный лов. В 2022 года вылов рыбы во внутренних водах вырос на 5,3% по сравнению с уровнем предыдущего года — до 112 тыс. тонн. В том числе в Западно-Сибирском рыбохозяйственном бассейне объем добычи вырос на 4,7% и составил более 50 тыс. тонн, во внутренних водоемах Дальневосточного бассейна — в 2,2 раза: с 3,1 тыс. до 7 тыс. тонн. В Азово-Черноморском вылов пресноводных увеличился на 26% — до 9 тыс. тонн. В целом по итогам 2023 года планируется достичь отметки 5 млн тонн рыбы.
Но ведь рыбку не только вылавливают «в природных условиях». Ее еще и выращивают искусственно.
Значительная доля рынка, до 20% в 2022 году пришлась на искусственно выращенную рыбу. Крупный российский производитель — «Русская аквакультура» выращивает и продает по 15-20 тыс. тонн лососевых ежегодно. В 2022 году из-за плохой путины на Дальнем Востоке его доля составила 20% внутрироссийского рынка. По итогам 2022 года объем производства продукции товарной аквакультуры в России вырос на 7,5% к 2021 году и составил 383,5 тыс. тонн. В структуре товарного рыбоводства больше всего приходится на лососевых, карповых, осетровыми, сиговых.
Судя по объемам производства, рыбоводство развивается на Северо-Западе, Юге страны и на Дальнем Востоке. Это традиционные «рыбные» макрорегионы. Например, в Северо-Западном федеральном округе в прошлом году вырастили почти 140 тыс. тонн рыбы. В Приморского крае — 30 т осетровых рыб, что в два раза больше уровня предыдущего года, и 430 т форели (в 2021 году — 8 т).
Товарное производство рыбы налажено и в далеких от морских берегов территориях. В Уральском федеральном округе вырастили более 9 тыс. тонн, Сибирском федеральном округе — почти 7 тыс. тонн.
«На суше» рыбу выращивают в установках замкнутого водоснабжения (УЗВ), которые дают возможность многократного использования воды для производства. Технология на основе УЗВ не зависит от близости к конкретному водоему, поэтому производство можно организовать рядом с потребителем. Это снижает логистические расходы и позволяет обеспечивать потребителей более свежей рыбой. Пока товарное рыбоводство вносит около 7% в общий объем производства и лова рыбы в нашей стране. Но тренд на развитие отрасли продолжается. Росрыболовство прогнозирует, что в 2023 году будет выращено на 5% больше рыбы, чем в 2022.
Может рыба «кусается на прилавках» потому, что большая ее часть продается не внутри страны, а за рубеж?
В среднем россияне, по оценкам Росрыболовства, потребляют в год 3,2 млн тонн рыбы; но на внутренний рынок в 2022 году попало всего около 2,7 млн тонны из выловленных 4,9. Объем импорта, по данным Росстата, составил 547 тыс. тонн. В то же время экспорт вырос в 2022 году на 4,5% — до 2,15 млн тонн. Российскую рыбу поставляют в 80 стран, основные покупатели — Республика Корея, Китай, Нидерланды, Япония, Германия.
Логистика как причина дороговизны?
Доставка рыбы с места лова до потребителя — один из существенных факторов цены. В России примерно 70% рыбы вылавливается на Дальнем Востоке, а большая часть населения живет в центральной части страны. Свежая и охлажденная рыба ценится выше замороженной, но доставка до потребителя получается долгой и дорогой.
Срок хранения рыбы в охлажденном виде составляет от 14 до 16 дней. Доставлять рыбу с Дальнего Востока можно авиатранспортом, по Северному морскому пути или по железной дороге. Авиадоставка приведет к существенной наценке на этот и без того дорогой продукт. При железнодорожной доставке можно не успеть довезти рыбу до истечения срока хранения. Самая быстрая экспресс-доставка контейнерных грузов по Транссибу осуществляется с использованием ускоренного контейнерного поезда и составляет от 12 до 13 дней. Еще дольше везут грузы по Севморпути: около 35 дней.
Кроме того, доставка по морю и железной дороге требует специального оборудования — рефрижераторных судов и вагонов, количество которых ограничено, а стоимость аренды возрастает в зависимости от сезонности. Например, тарифы растут во время лососевой путины на Дальнем Востоке. Есть и проблема перегрузки мощностей морских портов и РЖД из-за переориентации транспортных потоков с морской доставки на железнодорожную во время и после пандемии. В результате значительная доля дальневосточной рыбы отправляется на экспорт, а регионы страны она попадает в замороженном виде. Проблема постепенно решается. Если сейчас РЖД готовы вывозить с Дальнего Востока в среднем 4,1 тыс. TEU (20-футовый контейнер), к концу 2023 года можно достичь показателя в 4,5 тыс. Но увы: в России нет и единой логистической политики по перевозке морепродукции.
В нашей стране ведут промышленный лов не только морской, но и речной рыбы. Транспортное плечо в этом случае значительно сокращается. И бизнес эту возможность использует. Например, в Туве идет строительство первого в Сибири консервного завода по переработке речной рыбы. В качестве сырья используют леща, окуня и плотву — объем улова позволяет поставить консервную линию на 360 тонн рыбы в год.
Так может «дорого» потому, что мы до сих пор импортозависимы?
Да, отрасль сохраняет зависимость от импорта рыбных кормов, рыбопосадочного материала, оборудования для рыбопромысловых судов. Например, по кормам импортозависимость оценивается в 90%, раньше большая их часть завозилась из Европы. Порядка 10% завозится из Беларуси и производится в России.
Потребности российской аквакультуры составляют примерно 170 тыс. тонн корма в год. В 2022 году рыбоводы столкнулись с дефицитом кормов. Такие поставщики как Skretting, BioMar, Raisioaqua ушли из России. На их место сейчас заходят компании из Индии, Ирана и Турции.
Проблема решается на уровне правительства: в мае по итогам заседания правительственной комиссии по развитию рыбохозяйственного комплекса даны поручения обеспечить стабильную работу рыбной отрасли и снизить ее зависимость от импорта. В частности, Минпромторг должен подготовить предложения о мерах поддержки верфей, строящих суда, для компенсации расходов на освоение новых видов гражданской продукции, замещения импортного оборудования российскими аналогами, расширения их производственной базы.
Так увидим ли мы на прилавках по-настоящему доступную рыбную продукцию? Будет ли снижение цен на нее?
Эксперты говорят, что снизить цену на рыбу в магазинах вполне реально при условии развития рыбоводства, решения вопросов посадочного материала, кормов, оборудования, доставки и увеличения современного рыбопромыслового флота. Вопрос только в том, сколько времени займет это решение. А пока немало россиян проходят мимо рыбных прилавков «облизываясь». Дорого.
главный редактор издания «Российский Репортер», член Союза журналистов России Игорь Глуховский
по материалам издания «Свое фермерство»