Сергей Проханов — мастер необычных постановок. В этом мы, в очередной раз, убедились посетив спектакль «Маки» в «Театре Луны». Впервые он был представлен 28 ноября 2019 года. И продолжает привлекать театрального зрителя по сей день. Мало кто не знает кто такие Хосе Рауль Капабланка и Александр Алехин. «Историческая драма» — так обозначена постановка про двух выдающихся шахматистов прошлого века. Но на самом деле — в этой постановке самое настоящее смещение жанров. От драмы до комедии, от мелодрамы до сарказма. Впрочем, давайте остановимся на этом подробнее.

««Луна» зовет»

Итак, мы снова в уютном зале «Театра Луны». В предвкушении спектакля поглядываем на часы и ждем «третьего звонка». Наконец — он прозвенел, и действо началось. Именно действо. Волшебное и захватывающее. Три часа спектакля пролетели «на одном дыхании» — незаметно и скоротечно. Происходящее на сцене не вызывало чувства нереальности.

С первых минут мы словно погрузились в эпоху противостояния «шахматных королей» прошлого. В этом погружении помогли и великолепная игра занятых в спектакле актеров, и декорации на сцене, и звук, и свет. Вообще, в театре Сергея Проханова уделяется много внимания световому и звуковому оформлению спектаклей. И это себя оправдывает. Так как многократно усиливает сценическое действие. И впечатления от спектаклей.

О чем спектакль. Если коротко, то о противостоянии двух гениев. О Судьбе, которая играет выдающимися шахматистами также, как они играют шахматными фигурками. После спектакля появляется ощущение того, что все мы «пешки на шахматной доске жизни».

«Шахматный Гений»

Кубинец Хосе Рауль Капабланка не любил тренировки, но обожал женщин. Гений, который «дошел до всего сам» без особых усилий. Ведь Судьба даровала ему Талант и Богиня Каисса (покровительница шахмат) благоволила ему. В автобиографии шахматный чемпион рассказывал, что научился играть в шахматы в четыре года. Тогда он наблюдал за игрой своего отца с сослуживцем и буквально впитывал в себя все их ходы.

Уже на третий день, выучив, как ходят фигуры, Капабланка сыграл партию со своим отцом и победил. Это был первый успех шахматного гения. Отец будущего чемпиона, почувствовав талант шахматиста в сыне, отвёл его в шахматный клуб. Мальчик не растерялся и даже выиграл несколько партий у признанных кубинских мастеров шахмат. Хотя и получая поначалу фору в целого ферзя. Но Хосе усиленно практиковался и уже в десятилетнем возрасте доказал, что входит в число сильнейших шахматистов страны.

Обладающий оригинальным стилем игры Капабланка не обучался шахматной теории, не читал учебников. Он действовал исключительно по наитию. В 1921 году в Гаване состоялся шахматный турнир за звание Чемпиона мира по игре в шахматы. И Хосе Рауль Чемпионом стал. А шахматную корону он удерживал шесть лет (с 1921 по 1927 год), в итоге уступив её русскому мастеру.

«Упорным трудом»

Визави кубинского шахматиста Александр Алехин. С ранних лет демонстрировал большие способности в шахматах. Играть в которые его научила мама еще в семилетнем возрасте. В течение девяти лет учился в московской классической гимназии. После чего поступил в Императорское училище правоведения и стал титулярным советником.

Серьезное увлечение древней игрой пришло к нему примерно в десятилетнем возрасте. После того как он был буквально поражен шахматным творчеством посетившего Москву американца Гарри Пильсбери. Впечатлённый увиденным, Саша начинает играть по переписке со старшим братом. Через три года Алехин завоевал главный приз журнала «Шахматное обозрение», а в 1908 году стал чемпионом Москвы.

Путь к чемпионству был трудным и требовал больших усилий. Но Алехин твердо шел к своей цели. Он устраивал рекордные матчи вслепую в Нью-Йорке (26 партий) и Париже (27 партий). Играл в сеансе одновременной игры с аэроплана. Организует шахматные баталии, в которых в качестве фигур были актеры.

В результате — усилия россиянина были вознаграждены и в 1927 году, в Буэнос-Айресе ,он становится Чемпионом мира. Правда, Капабланка, можно сказать, «подарил» ему эту победу сдав решающую партию без доигрывания. Но факт остается фактом.

Интересные факты из жизни «непобежденного Чемпиона»

  • Алехин, как никто другой, способствовал популяризации древней игры. Он первым из чемпионов планеты поучаствовал в мировых шахматных гастролях, объехав весь свет и сыграв 1320 партий.
  • Александр Алехин является первым чемпионом, сумевшим выиграть матч-реванш (у М. Эйве).
  • Алехин единственный чемпион мира, ушедший в мир иной непобежденным.
  • Как и многие шахматные таланты, Алехин был плохо приспособлен к быту, был часто рассеян и не собран, что резко контрастировало с его умелыми действиями за шахматной доской.
  • Алехин любил кошек. По некоторым источникам, у него их было не менее 10. Кошки сопровождали Алехина во время серьёзных турниров.

«Захватывающее действо на театральной сцене»

Эта постановка как бы соткана из мелочей. Но это только добавляет ей интересности и шарма. Действие спектакля перемещается из страны в страну, из десятилетия в десятилетие. Куба, Италия, СССР, Аргентина, Россия. Встречи и разлуки, переезды и путешествия, свадьбы и разводы. Зритель видит главных героев в разные этапы их жизни. От отрочества до зрелости. И непрерывный хоровод из жен, возлюбленных, соперников и поклонников. Шахматная Богиня Каисса всенепременно присутствует рядом.

Очень интересно оформлена сцена. Небольшой подиум выходит в зрительный зал, и актеры играют на расстояния вытянутой руки от зрителя. На сцене есть минимум декораций-трансформеров, которые с легкостью меняются, превращаясь в разные вещи. И несколько экранов. Они играют роль перегородок и на которые проецируются картинки и видеоролики.

Костюмы в спектакле великолепны. Они идеально подчеркивают такую же великолепную игру актеров. Военный френч Крыленко (чекиста и поклонника шахмат по совместительству), костюм-тройка Алехина, белый плащ Капабланки, домашние наряды балерин Большого театра, матроски детей-кубинцев, великолепные женские платья. Игра света и музыки, дополняющих друг друга и переносящих нас мгновенно от одного действия к другому — несомненно одна из «вкусностей» этого театрального действа. Все это вместе смотрится шикарно!

«Живой и не закостенелый»

Ну а почему именно «Маки»? Не «Чемпионы» или что-то там подобное? Режиссер-постановщик спектакля Сергей Проханов поясняет это так:

«Маки — красивые цветы, но живут они не долго, а век двух великих гроссмейстеров, о которых повествует спектакль — Алехина и Капабланки — оказался ярким, но быстротечным, подобно жизни нежных алых цветков мака».

 

Действительно, за три часа театрального действия мы осознаем всю быстротечность жизни выдающихся людей. Ее яркость и трагизм. Они действительно — как маки. Яркие и лишенные возможности долго радовать окружающий мир. Так определено самой жизнью.

«Этот спектакль — неповторимая структура. В нем играет много актеров. При том, что (несомненно) всегда сохраняется основной «остов», «костяк» действия, в нем много импровизации. Мы стараемся каждый его показ привнести что-то еще. Новое, интересное. Спектакль «живой». Мне лично очень комфортно в нем играть. Часто Алехина и Капабланку сравнивают с Моцартом и Сальери. Это вполне подходит обоим.

Здесь не получится четко определить кому больше подходит «Моцарт, а кому „Сальери“. Не зря же говорят, что у нас на одном плече сидит ангел, а на другом… В каждом из нас изначально борется доброе и светлое со злым и нехорошим. Что касается жанра спектакля — здесь конечно смещение многих. Ведь хотя за основу и взяты исторические моменты, все же это вольная инсценировка, вольная фантазия. Именно поэтому в спектакле, как и в жизни, смешное соседствует с трагичным, великое с маленьким. Зрителю скучать времени не будет. Смотрится все как красочное шоу. Интересно и захватывающе.», — рассказал исполнитель роли Капабланки Максим Щеголев.

На наш взгляд, актерский состав спектакля отлично справился с задачей передать образы героев. Понятно, интересно, без лишнего пафоса или уничижения. А исполнители главных ролей четко донесли сложность и противоречивость натур выдающихся мастеров шахматной доски.

«Шахматная игра — игра для очень и очень умных людей. В шахматах нужно видеть на много ходов вперед, рассчитывать. Конечно, судить зрителю, но, на мой взгляд, „Маки“ — спектакль особенный. Другого такого нет. Незыблемость действия здесь сочетается с импровизацией, а это всегда интересно. Интересно столкновение личностей Алехина и Капабланки.

Если Капабланка — это по природе одаренный какими-то видениями процесса игры, каки-то ходов, то Алехин — человек, которому приходилось прилагать много усилий для достижения своих целей. Такой „трудяга“. Он буквально „нарабатывал“ свой профессионализм кропотливо, тщательно. Подготавливая себя к вершине шахматного мира. Вообще — судьба Алехина это большая человеческая драма. Он очень мечтал вернуться из эмиграции на Родину. Но это ему было не суждено», — поделился исполнитель роли Александра Алехина Александр Песков.

Эмоциональный, красочный, динамичный, живой, захватывающий спектакль «Маки» обещает стать «долгоиграющим». У нас нет в этом сомнения. Спустя какое-то время мы обязательно сходим на его показ снова. Это ведь как интересная книга — с каждым новым прочтением открываешь для себя то, что не увидел в первый раз. Не осознал, не заметил. Не сомневаемся, что он долгое время будет притягивать любителей театра.

«Для вас работали»

  • Действующие лица и исполнители
    Капабланка в молодости — Константин Чиркин
    Капабланка — Максим Щёголев, Дмитрий Новицкий
    Алехин в молодости — Дмитрий Воронин, Максим Лебедев
    Алехин — Александр Песков
    Каисса, богиня шахмат — Юлия Головина, Полина Барышникова, Ксения Мишанина
    Ольга Чагодаева — Наталия Стешенко,Евгения Евчина
    Глория Бетанкур — Вероника Лысакова, Лилия Сайфуллина
    Грейс — Елена Кондулайнен, Татьяна Солнцева, Елена Лазурина
    Мигель — Захар Ронжин
    Кончита Веласкес — Юлия Елхимова, Марина Иванова
    Камажай — Жанна Бабичева, Алина Восток
    Надя, Лида — Дарья Цыпляева, Полина Каменева, Варвара Шулятьева
    Ласкер — Михаил Бабичев, Михаил Клюшкин
    Крыленко — Олег Чудницов, Александр Бобров
    Автор, секундант, корреспондент — Михаил Полосухин, Денис Светличный
    Шухов — Владимир Майсурадзе, Сергей Антонов
    Дамы на шахматной доске — Юлия Елхимова, Жанна Бабичева, Марина Иванова, Алина Восток
    Капабланка в детстве — Владислав Владимиров, Артемий Пильстров
    Алехин в детстве — Артемий Пильстров, Филипп Кохас
    Кончита Веласкес в детстве — Евгения Ратникова
    Мальчик-секундант — Артемий Пильстров, Филипп Кохас
    Брат Алехина — Артемий Пильстров, Владислав Владимиров
    Участники шахматного турнира — Артемий Пильстров, Владислав Владимиров, Евгения Ратникова, Екатерина Разгулина, София Мишукова, Филипп Кохас, Арина Быховская

Автор пьесы и режиссер-постановщик — Сергей Проханов
Сценография — Константин Розанов
Костюмы — Наталья Калита
Музыкальная концепция — Игорь Заворотний
Видеоинсталляции — Адам Талин
Балетмейстер-постановщик — Олег Николаев
Ассистент балетмейстера — Екатерина Партугимова
Второй режиссёр — Алёна Захарова
Художник по свету — Ольга Шепелева
Инструментальная композиция «Романс» — Игорь Заворотний

Максим Щеголев о спектакле «Маки»

 

Александр Песков о спектакле «Маки»

 

 превью к спектаклю от «Театра Луны»

Игорь Глуховский

177120cookie-check«Маки» Проханова манят снова и снова

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *