Мастер-класс известного гримера Маргариты Судариковой прошел в Ессентуках.
Профессия гример одна из редких, но очень нужных профессий на съемочной площадке. Многие кинематографисты за время своей работы не раз сталкивались с ситуациями, когда на съемки приезжал не квалифицированный гример. И порой работа останавливалась, так как артисты без должного кино-макияжа не могли войти в кадр. Но наложить качественный грим, это еще не все. Одна из основных задач художника-гримера – это помочь артисту найти уникальный образ, предложив нетривиальное решение. Именно мастера по гриму подсказывают решение той или иной роли. Поэтому без всякого преувеличения можно сказать, что художник – гример — это одна из главнейших профессий и в кино, и в театре. Художественные мастера совместно с актером и режиссером создают образ героя, и благодаря гримерной находке, зритель точнее воспринимает смысл, который несет в себе персонаж.
Найти талантливого человека, который изменит актера до неузнаваемости удача, пригласить его на свой фильм удача вдвойне и таким человеком является Маргарита Сергеевна Сударикова.
Маргарита Сударикова профессиональный художник, кандидат искусствоведения, преподаватель по сценическому гриму Московского Театрального Института им. Б. Щукина. Визажист – мастер международного класса. Грим, пластика, макияж, прически, пастиж. Призер конкурса Гран-При Москва, практикует на ТВ, в театре, кино, шоу показах.
Недавно Маргарита Сударикова побывала на Первом детском кинофестивале «Хрустальный ИсточникЪ» и в рамках фестиваля провела для юных кинематографистов профессиональный мастер-класс по созданию образов в театре и кино.
Фестиваль прошел при Поддержке Президентского фонда культурных инициатив. Основатель и президент фестиваля Заслуженный артист России Эвклид Кюрдзидис.
На мастер-классе Маргарита Сергеевна рассказала о том, как возник грим, дети узнали историю развития гримерного искусства. А при помощи слайдов из сказок великого режиссера — волшебника Александра Роу они подробно изучили основы сказочного грима и живописные приемы. Особенно остановились на всеми любимой сказке «Морозко», узнав, что такое скульптурные объемы.
Ученики постигли не только все азы пластического грима, но им рассказали, что такое постижерское мастерство. Как сделать самим постижерские изделия – парики, усы, бороды. Как оказалось, всем гримерным премудростям надо учиться много лет.
«Чтобы заниматься гримом, желательно иметь художественное образование, — сказала на мастер-классе Маргарита Сударикова, — Для того, чтобы прийти к своей профессии мне пришлось очень много учиться. С детства я мечтала быть преподавателем по рисованию, и моя мечта осуществилась даже в более интересном качестве, я занялась гримом — рисованием на человеческом лице. Потом поняла, что надо иметь еще и педагогическое образование и закончила педагогический институт. А дальше стал интересовать сам предмет. Начала читать старые книги по гриму, и изучать современное направление, то есть процесс изучения грима бесконечен».
Маргарита Сергеевна пошагово объяснила ребятам в чем заключается работа гримера на съемочной площадке. Одно из важных качеств заключается в том, что специалист по гриму должен быть разносторонне подготовленным, как только прочитан сценарий и собрана вся съемочная группа: режиссер, оператор, костюм, именно первым решение предлагает гример. Художник- гример с учетом костюмов, света, декорации, и естественно режиссёрского видения предлагает свои варианты, которые обсуждаются всей группой. Когда эскизы и предложения гримера приняты, закупается грим и прочее необходимое оборудование.
В день съемок разбивается тарелка, и у гримера больше всех работы. Ему надо всех загримировать. Женщинам-актрисам сделать прически, мужчин-актеров подстричь, покрасить или облачить в парик, все зависит от проекта. А когда снимается масштабная картина, то на помощь приходят ассистенты, так как предстоит много работы с эпизодниками и массовкой.
На мастер-классе настал момент сделать упражнения, и это внесло в занятия огромное волнующее оживление. Дети пробовали гримироваться под злых и добрых волшебников, создавать настроение на лице, делая грустный или веселый образ, также разбирались, что такое скульптурно–объемный прием. В целом за один урок ученики поняли, как можно быстро и мастерски изменить лицо с помощью грима.
«Когда постоянно работаешь, и рука набита, то грим накладываешь быстро, — делился своим опытом известный специалист, — а гримировать в кино — это очень важный навык».
Напоследок Маргарита Сергеевна объяснила девочкам-ученицам, что такое красота в плане макияжа. В понимании профессионального гримера, красота — это не большое количество косметики, а вовремя наложенные в нужный момент в нужные места светлые, оживляющие тона. Но все должно быть в меру. Грим — это как ювелирное дело, маленькие нюансы, имеют большое значение.
Как пример, гример привела свои уникальные работы — особенную гордость она испытывает при создании образов президентов: В. Путина, Трампа, А. Лукашенко. Также получились идентичными личности Иосифа Сталина и Владимира Ленина. Эти образы она создавала для телевизионных проектов, и зрители отметили невероятное, стопроцентное сходство с оригиналами. Для сходства были сделаны пластические маски, но это уже высший пилотаж грима.
«Профессиональный грим — это невероятно сложное мастерство, — сказала в заключении мастер-класса Маргарита Сударикова, — но за годы упорного труда всему можно научиться».
Анжела Якубовская специально для информационного аналитического издания «Российский Репортер»