Честно говоря, побывали мы в «Театре Луны» впервые. И сразу поняли, что нашли «свой» театр. Тот «Храм искусства», куда с удовольствием будем ходить ещё и ещё. «Театр Луны» берет свое начало с театральной студии «Луна», которая была основана Сергеем Прохановым (все помнят и любят фильм «Усатый нянь», мы все в детстве восхищались им). Сегодня он продолжает радовать искушенного театрального зрителя своими насыщенными и оригинальными постановками.

«Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались»

В 1990 году Сергей Проханов создал студию реалистической фантастики «Луна» при «Союзконцерте». Уже в 1993-м Проханов получил подвальное помещение в здании по адресу Большой Козихинский переулок, дом 30 в оперативное управление. И отремонтировал его на собственные средства. А в 1994 году студия получила государственный статус театра и стала «Театром Луны».

Однако, днем рождения «Театра Луны» считается дата 14 февраля 1993 года. Тогда Сергей Проханов представил московской театральной публике спектакль «Византия» по романтической трагедии Николая Гумилева «Отравленная туника». Это была «взрывная смесь» из роковой интриги, страсти, романтики. Именно таинственность этой постановки мгновенно определила дальнейший стиль «Театра Луны».

В 2004 году «Театр Луны» переехал в историческое здание на Малой Ордынке (в десяти минутах ходьбы от станции Новокузнецкая и в пяти минутах от метро Дмитровская). Где и обосновался уже основательно.

Коллектив театра богат на востребованных, по-настоящему популярных у публики артистов. В свое время на его сцене  выступали известнейшие актеры — Сергей Виноградов, Никита Высоцкий, Вера Сотникова, Анастасия Стоцкая, Дмитрий Певцов, Чулпан Хаматова, Евгений Стычкин, Игорь Ливанов, Олег Марусев. Да и сейчас актерский состав театра звездный — Елена Захарова, Анна Терехова, Максим Щеголев, Александр Бобров, Сергей Варчук, Елена Кондулайнен, Эвклид Кюрдзидис, Александр Песков, Марк Рудинштейн, Владимир Майсурадзе, Ирина Чипиженко.

«Театр Луны» — театр романтический. Как говорят сами служащие этого замечательного театра:

«Само название театра говорит о его романтической направленности. Луна — это самое близкое женское космическое тело, которое притягивает всех нас. Она будоражит фантазию, манит к себе, вызывая самые поэтические ассоциации».

И действительно — практически от каждого спектакля веет романтикой. Ну и глубокий смысл здесь не забывается. Постановки спектаклей здесь иногда веселы, иногда дерзки, но — всегда влекут зрителя своей интересностью и захватывающим действием. Многие отмечают, что актеры здесь «не халтурят, а всегда (даже не играют — живут жизнью героев спектаклей) раскрываются по-полной.

«Вам всего лишь кажется, что я такой нежный, а на самом деле, это ночь… Ночь нежна!»

«Ночь нежна» — тот самый спектакль на который мы попали в «Театре Луны». И который для нас определил «свойственность» театра. Поставлен он по одноименной пьесе Фрэнсиса Скотта Фицджеральда.

«Фрэнсис Скотт Ки Фицджеральд — американский писатель, крупнейший представитель так называемого „потерянного поколения“ в литературе. Наибольшую известность Фицджеральду принёс роман „Великий Гэтсби“, опубликованный в 1925 году, а также ряд романов и рассказов об американской „эпохе джаза“ 1920-х годов. Родился 24 сентября 1896 года в городе Сент-Пол, штат Миннесота, в обеспеченной католической ирландской семье. Умер от сердечного приступа 21 декабря 1940 года в Голливуде, Калифорния».

 

Фицджеральд — это особый писатель. Он обладал невероятным умением затронуть болевые точки прекрасным, изящным слогом, показать уродство через блеск и красоту. Фицджеральд был мастером выворачивать людей наизнанку, оставив наружу нервные окончания. Беззащитность, безысходность. И вопросы: «Как такое могло произойти?», «Кто виноват?» и «Можно ли с этим справиться?». На самом деле перенести героев его произведений на театральную сцену непросто. Но Сергей Проханов, как автор сценической версии и постановки, справился с этим блестяще.

Получилась изысканная и в меру печальная история. В целом же — «Ночь нежна» — это романтический, чувственный спектакль наполненный грустью и печалью. Истинная любовь неотделима от страдания, они шествуют рядом, как сестры-близнецы. Этот вывод делается всеми, кто побывал на этой постановке.

«Ночь нежна» — один из лучших спектаклей «Театра Луны»: и актерские работы, и режиссерская — на высоте. Свет, звук, костюмы — все понравилось. Не зря его считают Легендой и визитной карточкой этого Театра.

Удивительная палитра психологических отклонений находит своё отображение в сфере сексуальной жизни героев. Без похоти и пошлости — только человеческая психология. И безумство… И, конечно, любовь… Уже много лет он привлекает зрителя. Ведь все мы немного безумцы. Разница лишь в том, что кому-то из нас уже поставлен диагноз, а кому-то ещё нет. Посетив этот спектакль, дядюшка Фрейд бы лопнул от зависти.

Росчерк декаданса поверх декораций гламурного курорта, где «царит атмосфера лёгкого флирта» — на это и шёл зритель, не готовый к психологическим метаниям. Чтобы не знать, что помимо флирта существует любовь. Порочная, грязная — настоящая. И он, Зритель, это узнал!

Американская пара отдыхает на французской Ривьере. Он — доктор психиатр, она — больная шизофренией. Успешный врач-психиатр Роберт, изначально изо всех сил открещивающийся от женитьбы на богатой пациентке, пережившей инцест, не устоял перед её чарами — и неизбежно связал с ней свою жизнь.

Изначально он женился на ней из-за денег его семьи. Родственники хотели, чтобы при ней постоянно находился доктор. Только ничего хорошего из этого выйти не могло — брак, во всех смыслах слова. Ведь семьей их отношения не назовешь. А любовных треугольников в этой истории столько, что пирамиды можно строить.

На Ривьере Роберт влюбился в молоденькую начинающую актрису, но из-за его жены они не могли быть вместе. За долгие годы Роберт не смог забыть встреченную на Ривьере молодую актрису. Когда-то изо всех сил сбежавший от её любви, он вернулся. И вдруг понял, что рухнувший от этого его собственный брак значил для него гораздо больше, чем он предполагал. И это свело его с ума самого…

А что же его жена, Николь? На глазах превращающаяся из хрупкого, наивного создания, мотылька, обжёгшегося у свечи, в роковую красавицу, способную привлекать и отталкивать. Уже не гибнуть, а губить. И уже неважен её выбор. Очевидно, что она обречена страдать, как растение, надломленное у корня, выросшее не таким, как все прочие.

Фитцджеральд, наверное, закончил бы так: выздоровевшая Николь нашла замену изменнику-мужу… Но не таков Проханов. Он даёт своей героине исцеление от соблазна только старым добрым уайльдовским методом — поддаться ему. Спивающийся в одиночестве отец не умрёт, а сбежит, и дочь бросится прочь со сцены — без сомнения, к нему, к единственной любви, которой она так долго была лишена.

Чем «взял» этот спектакль? Эмоционально напряжённой актёрской игрой на натянутых нервах. Прекрасно подобранной музыкой. Бьющими по глазам вспышками света, хлопками выстрелов. Пугающим натурализмом криков и изломанной пластики.

Искренность актёров здесь — определяющий фактор из всех. Они проживают жизни своих персонажей так, что видны все внутренние перемены, происходящие в них. Открытия и свершения, вызванные в них требовательным голосом плоти, заглушающим голос разума. Сцены спектакля прерывались чувственными танцами под волнующие испанские песни. Это просто завораживало.

«Кто не любил, тот не жил». Лучше об этом не скажешь. Занавес….

Игорь Глуховский

фото официального сайта «Театра Луны»

Добавить комментарий