«Российский Репортер» продолжает рассказывать о сложностях и перипетиях «совместной жизни» бизнеса и налоговых органов. Эта тема началась с публикаций нашего издания от 27 ноября 2021 года («Принцип „выжженной“ травы») и 14 декабря 2021 года (Продолжение темы. «Дробленка» как коррупционная дубина ФНС).
Для многих предпринимателей не секрет, что «совместная жизнь» с налоговыми органами зачастую не складывается. Бизнесменам приходиться сталкиваться с массой препятствий, трудностей и непониманием со стороны налоговиков. А зачастую те попросту действуют как «коллекторы». Какое уж тут «взаимопонимание»?!
Сегодня расскажем о том, сколько бумаг придется оформить начинающему бизнесмену для того, что бы получить заветную регистрацию в налоговой. А там вы уж сами решайте — по плечу вам эта бюрократия или нет.
Итак, согласно ст. 34 Конституции РФ каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. Вы решили воспользоваться своим правом, имеете представление о том, чем и как будете заниматься. Само собой имеете некую материальную базу под открытие своего дела. Теперь приходит пора оформить все необходимые разрешения и пройти квест на регистрацию в налоговых органах. «Вперед!» — решаете вы и начинаете эпопею.
Шаг первый. Регистрация в ФНС
Для начала нужно выбрать деятельность и систему налогообложения. Из единого справочника кодов видов деятельности (ОКВЭД) выбираются коды, подходящие под нужный вид деятельности. По основному ОКВЭДу рассчитываются размеры обязательных взносов, осуществляется проверка правильности применения системы налогообложения. По умолчанию система налогообложения назначается общая — с НДС. При постановке на учет или сразу после нее выберете, по какой системе ООО будет платить налоги. ОСНО или спецрежим (УСН, ЕНВД). Уведомление о переходе на спецрежим подается сразу. Имейте в виду, что ФНС вправе принимать решение о приостановлении регистрации при постановке на учет ООО, в случае если при проверке возникают какие-либо сомнения или риски.
В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации юридическое лицо считается созданным с момента его государственной регистрации.
Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения постоянно действующего исполнительного органа, в случае отсутствия такого исполнительного органа — по месту нахождения иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности, в срок не более чем пять рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган в порядке, установленном Федеральным законом от 08.08.2001 No 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
Шаг второй. Формируем пакет документов.
Перечень документов для государственной регистрации юридического лица также установлен в ст. 12 Федерального закона от 08.08.2001 No 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
Для начала определяем, в какой налоговый орган подать документы. Правила государственной регистрации установлены Федеральным законом.
Адресом регистрации юридического лица считается тот адрес, по которому находится его руководитель — директор, генеральный директор и т. п., или, выражаясь языком закона, «постоянно действующий исполнительный орган компании». В качестве адреса организации можно использовать адрес собственного офиса учредителя, в том числе и домашний адрес руководителя фирмы. Адресом компании может быть и адрес арендованного помещения.
Далее представляем документы в выбранный налоговый орган. Документы могут быть переданы в налоговую инспекцию любым удобным способом: лично или удаленно. После чего, если все пройдет хорошо, получаем документы о государственной регистрации. Почему «если»? Дело в том, что регистрирующий орган вправе отказать в регистрации. Исчерпывающий список причин для отказа приведен в п. 1 ст. 23 Федерального закона от 08.08.2001 No 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» .
Шаг третий. Изучаем правила и требования по сдаче отчетности в ФНС.
Ежемесячной, ежеквартальной, годовой. Налоговая отчетность включает в себя совокупность документов, отражающих сведения об исчислении и уплате налогов физическими лицами, индивидуальными предпринимателями и организациями. К налоговой отчетности относится налоговая декларация и налоговый расчет авансового платежа.
Шаг четвертый. Тщательно изучаем правила и нюансы подачи Налоговой Декларации.
Это официальное заявление налогоплательщика, которое содержит сведения об объектах налогообложения, о полученных доходах и произведенных расходах, об источниках доходов, о налоговой базе, налоговых льготах, о сумме налога подлежащего уплате и о других данных, служащих основанием для исчисления налога. (ст. 80 НК РФ).
Еще одно Правило, которое необходимо изучить — это налоговый расчет авансового платежа. По сути — официальное заявление налогоплательщика, которое содержит сведения об объектах налогообложения, о полученных доходах и произведенных расходах. А так же об источниках доходов, о налоговой базе, налоговых льготах, о сумме авансового платежа подлежащего уплате и о других данных, служащих основанием для исчисления авансового платежа. (ст. 80 НК РФ).
Пригодится в дальнейшей деятельности и изучение еще одного документа. Это расчёт сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом (форма 6-НДФЛ). 6-НДФЛ — это документ, содержащий обобщенную налоговым агентом информацию в целом по всем физическим лицам, получившим доходы от налогового агента (обособленного подразделения налогового агента). О суммах начисленных и выплаченных им доходов, предоставленных налоговых вычетах, об исчисленных и удержанных суммах налога, а также других данных, служащих основанием для исчисления налога.
Шаг пятый. Изучение правил бухгалтерской отчетности.
Как необходимо правильно подавать сведения об имущественном и финансовом положении организации и о конечных результатах ее хозяйственной деятельности в определенном периоде. Отчетность представляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента). Порядок представления налогоплательщиками налоговой отчетности в налоговые органы регламентирован статьей 80 НК РФ. Существует два варианта представления налоговой и бухгалтерской отчетности:на бумажном носителе и в электронной форме.
А теперь о том, что может в одно прекрасное время спасти и оставить ваш строящийся уже бизнес на плаву. Нужно четко понять что такое «дробленка», как с ней жить и что она привносит в существование бизнеса.
Понятие «дробление бизнеса» отсутствует в нормах законодательства. Исходя из норм ГК РФ юридические лица могут проводить реорганизацию в форме разделения или выделения (ст. 57 ГК РФ), а также регистрировать новые организации (ст. 51 ГК РФ). То есть фактически дробление бизнеса не противоречит нормам ГК РФ.
Нужно понять и запомнить. Что претензии налогового органа безосновательны, если при регистрации у юр. лица те же самые данные, что и на период налоговой проверки. То есть — ничего не поменялось и уплачены все налоги и начисления. И действительно — какие могут быть претензии?! Но это в теории. На практике вам с претензиями налоговиков придется столкнуться не раз и не два…
Ваша организация работает, платит налоги как добросовестный налогоплательщик. Есть письма от ФНС для участия в тендерах, в которых указано, что к ООО никаких претензий по налогам и сборам нет. Вроде все солнечно и тепло. Но в один прекрасный момент вы вдруг осознаете, что буквально «на ровном месте» «влетели в яму». Как гром посреди безоблачного неба — накат на вас налоговой службы. Почему? Откуда? За что? А все банально просто.
Почему же возникает непонимание?
Сотрудник ИФНС всегда был объектом, а не субъектом. У них задача не думать, а выходить на показатели. Порой даже страшно, какие методы используются против предпринимателей. Им нет дела до твоих доводов. Цель — забрать налоги и получить премию. Автоматические системы ФНС в настоящий момент являются лишь вспомогательным механизмом.
Конечное решение все равно остается за человеком. Поэтому часто все зависит лишь от того, кто из сотрудников будет проводить мероприятия налогового контроля. Существующая сейчас система оценки, вернее, ее отсутствие, отдает принятие решений на откуп налоговикам, что открывает широчайшие возможности для коррупции. Причем коррупционная составляющая здесь посажена изначально.
Любая оценка должна быть прозрачной. Предприниматели должны четко видеть эту систему оценивания степени риска: из каких элементов она состоит, сколько критериев предприниматель должен нарушить, чтобы попасть в высокую степень риска? Условно — как в фигурном катании: оценки за технику и артистичность, и затем смотреть, какой балл в сумме. И что значат эти заявления налоговиков «Я считаю, что сделки не было, она фиктивная»?
Поэтому можно сказать, что от квартала к кварталу у части налоговиков растет только уровень коллекторских способностей. А знание тонкостей налогового кодекса, умение разбираться в сложных финансово-хозяйственных ситуациях клиентов — это полностью отсутствует.
«И на последок я скажу»
Вместе с тем я хочу вам привести пример просто дикости безосновательного «наезда» налоговиков. Нормальная компания. Строила реальные объекты, нанимала реальных подрядчиков: все абсолютно реально. Налоговики один раз пришли в эту компанию, что-то по мелочи доначислили, второй раз пришли… Потом они зачастили. В следующий приход собственник задал недоуменный вопрос: «А что, собственно, происходит? Почему вы ходите к нам из раза в раз?» Ответ был примерно следующий: «У вас есть деньги, у вас есть активы, вы платежеспособны. Нам надо пополнять доходную часть бюджета, поэтому мы к вам пришли». Разве подобный подход не полнейшая дикость?!
А вот и оно самое — «чувство безграничного величия» работников государственного калькулятора, о котором говорилось выше. Кто кого любит и кормит? Давайте разберемся в словах и терминах. Если посмотреть словарь Ожегова, то мы увидим интересную вещь: «ПОПОЛНИТЬ. — Увеличить прибавлением нового к чему-н. имеющемуся». Пополнить — это глагол, действие. Например, пополнить бак с водой. Здесь ты берешь ведро и носишь воду в бак или протягиваешь шланг и наполняешь емкость.
Но понимаете, какая штука: бак, то есть бюджет, пополняет не налоговик, а предприниматель своими налогами. В то время как сотрудник органов госдоходов — это сантехник, поставленный следить за тем, чтобы ведро, шланг и бак не протекали. Уловили разницу? У нас же получается, что обслуживающий персонал ставит себя выше технолога, выше того, кто производит конечный продукт. Как говорила бабушка автора, «с какого переляху» сантехник вдруг стал главнее производителя, да еще и с правом на репрессии в адрес кормильца?«…
И да, кстати. Бизнес бывает белый и пушистый, серый и чёрный. Так вот, загибается сейчас белый и светло-серый, несмотря на господдержку. С другой стороны, темно-серый и чёрный чувствуют себя хорошо и помирать не собираются. Это совершенно очевидно всем, кто видит и слышит. И в состоянии срастить факты в умозаключения. Думаю, об этом мы поговорим в следующий раз.
Продолжение следует…
заместитель главного редактора информационного аналитического издания «Российский Репортер» Федор Клочков.