Продолжаем тему взаимосуществования налоговых органов и бизнеса. В предыдущих материалах мы рассказали о той ситуации, которая сложилась в охранном бизнесе. И о том, как налоговые органы своеобразно понимают тезис о наведении порядка в налогообложении. Самое печальное, что от такого «своеобразия» зачастую страдает не теневой сектор, а честные бизнесмены-налогоплательщики. Сегодня попробуем немного развить тему и обратим внимание на теневую сторону предпринимательства.
Тень на экономике
Для начала, стоит понять, что же это за явление. Теневой бизнес представляет собой весьма разнородное и многообразное явление, проникающее во все сферы жизнедеятельности общества. От масштаба незаконной предпринимательской деятельности, ее структуры и организации зависят способы борьбы с этим экономическим феноменом. Помимо этого, теневой бизнес практически в каждой стране или отдельно взятом регионе имеет свою национальную и культурную специфику, ареалы преимущественного распространения и степень вовлеченности в него населения. С учетом национального менталитета, особенностей местных обычаев и норм законодательства формируются способы борьбы с теневым бизнесом, определяется соответствующий инструментарий и приоритетные направления деятельности.
Инициаторами борьбы с теневым бизнесом выступают, как правило, наиболее заинтересованные в его уменьшении институты — государство, легальный бизнес, общественные организации, пресса.
Наибольший ущерб от функционирования незаконного предпринимательства несет государственная власть, население, предприниматели и предприятия, ведущие свой бизнес на законных основаниях.
Способы борьбы государства с теневым бизнесом сосредоточиваются на трех основных направлениях:
- на предотвращении втягивания в теневой бизнес легальных предпринимателей и наемных работников;
- на мерах по сокращению численности контингента незаконных предпринимателей;
- на формировании благоприятных условий для функционирования легального предпринимательства.
Рассмотрим на примере охранной деятельности.
Конкретно — частная охранная деятельность Постановлением Правительства от 08.05.2020г. № 645 отнесена к сфере деятельности, в которой, при осуществлении закупок, устанавливается особый порядок определения начальной (максимальной) цены контракта (далее — НМЦК) услуг охраны в государственном заказе.
Этот порядок утвержден Приказом Федеральной службы войск национальной гвардии РФ № 45 от 15.02.2021 года «Об утверждении Порядка определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги при осуществлении закупок охранных услуг» (далее — Приказ). Данный документ обязателен к применению Заказчикам в отношении закупок, размещенных после 09.05.2021г.
В данном Приказе определены формулы расчета услуг охраны, отталкиваясь от минимального размера оплаты труда охранника, а также учтены все коэффициенты и надбавки согласно норм Трудового законодательства РФ.
Что мы имеем на сегодняшний день.
Для Астраханской области средняя минимальная цена за круглосуточный невооруженный пост охраны согласно Приказа должна составлять не менее 186 руб/час.
Был проведен анализ закупок охранных услуг, размещенных заказчиками Астраханской области на Портале госзакупок zakupki.gov.ru, с начала 2021 года — 97 тендеров, который выявил основные проблемы.
Первая проблема заключается в том, что госзаказчики выставляют закупки с НМЦК, не по Приказу, таким образом нарушая Закон о госзакупках.
Управление Федерального казначейства АО и Министерство финансов АО проводят расследования административных правонарушений и выносят решения о наказании ответственных лиц.
Вторая проблема — частные охранные организации (далее — ЧОО), которые в ходе торгов предлагают цену контракта с очень большим снижением.
В ходе торгов цена «падает» и контракты заключаются по цене, например, 55 руб/час. Т.е. цены контрактов ниже порога, согласно норм Приказа.
Согласно сведениям сайта Арбитражного суда, по большинству этих ЧОО, имеются завершенные судебные дела о привлечении к административной ответственности со стороны ЦЛРР Росгвардии, в связи с нарушениями законодательства о частной охранной деятельности.
Чем чревато «уползание в тень»
Оказание охранных услуг по таким низким ценам может свидетельствовать о систематическом нарушении законодательства со стороны ЧОО:
- Не выставление охранников в соответствии с требованиями контрактов и технических заданий. Следовательно, оплаченные услуги выполняются недобросовестно, и происходило фактически хищение бюджетных средств с возможной коррупционной составляющей, что подпадает под признаки преступлений, предусмотренных ст.159, ст.201, ст.285, ст.327 УК РФ, и требует проведение процессуальной проверки в порядке ст.ст.144, 145 УПК РФ по указанным фактам нарушений уголовного закона.
- Привлечении охранников без оформления трудовых договоров, т.е. не состоящих в штате компаний, что нарушает трудовое и налоговое законодательство, требования лицензируемой деятельности охранной организации, а также условий исполнения контрактов.
- Неоформление работников в штате организации позволяет им параллельно становиться в Центр занятости населения и незаконно получать соответствующие выплаты. Это может квалифицироваться под ст. 159, ст. 327 УК РФ.
Имеется судебная практика в Ростовской области, Краснодарском крае, по привлечению к ответственности недобросовестных ЧОО и внесению их в реестр недобросовестных поставщиков.
Как показывают трагедии в г.Казани и г.Перми, нужно принимать решения для предотвращения подобных сценариев и повышения качества охранных услуг.
Не напоминает ли это борьбу с ветряными мельницами?
Меры предпринимаемые ФНС и силовых структур региона к борцам с теневым рынком охранных услуг видны из ответа ФНС на обращение о происходящем на рынке охранных услуг «теневом движении». Текст письма представлен ниже.
Думаю, что все ясно и предельно понятно. С кем борется ФНС и для чего они привлекают силовые структуры. Только профильные общественные организации при поддержке СМИ смогут довести глобальность проблемы до госструктур, для увеличения эффективности мер по борьбе с теневым бизнесом. Государственным структурам необходимо более тесно сотрудничать в данном вопросе с такими заинтересованными сторонами, как легальный бизнес и профильные общественные организации способные выступить в качестве экспертов в узкоспециализированных вопросах.
Легальный бизнес, как нами отмечалось выше, весьма заинтересован в снижении доли теневого предпринимательства. Обладая значительными финансовыми ресурсами, кадровым потенциалом, влиянием на общественное мнение, предпринимательские объединения и союзы вносят свой вклад в борьбу с теневым бизнесом.
Предпринимательские объединения, ассоциации и союзы, действующие на легитимной основе, самостоятельно регулируют поведение своих членов, при необходимости применяя к нарушителям штрафные санкции и меры дисциплинарного характера. Но вот почему-то это не находит поддержки у части налоговых органов и силовых структур. А вместо поддержки в этом начинании — нередко начинается прессинг собственно самих «правдорубцев» . Одним из примеров профильных организаций, борющихся за формирование цивилизованного рынка охранных структур является ФКЦ РООР Астрахань. Как реагируют те же органы на предоставленную им конкретную информацию можно увидеть, перейдя по ссылке .
Продолжение следует…