Свердловск (ныне Екатеринбург) в нашей стране стоял у истоков хоккея с шайбой. Сегодня команда «Автомобилист», представляющая регион, заняла прочное место среди команд Континентальной Хоккейной Лиги. Но потенциал ее пока полностью не проявился. Давайте познакомимся с ней поближе.

«В самом начале»

Местная команда ОДО была участником не только первого чемпионата СССР, но даже и его стартового матча, начавшегося 22 декабря 1946 года в 13 часов на Малой арене московского стадиона «Динамо». На Урале не просто загорелись желанием попробовать себя в новом виде спорта. В октябре 46-го в штаб Уральского военного округа из столицы пришёл приказ об участии команды свердловского ОДО в первом чемпионате СССР по «канадскому» хоккею. К приказу прилагались положение о соревнованиях и правила игры. Подготовкой первой хоккейной команды было поручено заняться тренеру по футболу капитану Михаилу Созинову, чьи подопечные, по традиции тех лет, зимой играли в хоккей с мячом.

Учитывая все факторы, даже поражение со счётом 1:5 можно считать вполне достойным результатом для ОДО. Эстафета от ОДО уже на следующий сезон перешла к «Динамо», которому удавалось занять восьмое и дважды девятое место в стране, а с середины 50-х главной хоккейной командой Свердловска стал «Спартак». Достижения спартаковцев выглядели поскромнее — в лучшем случае они становились одиннадцатыми.

Настоящим прорывом стал сезон-1969, когда «Автомобилист» (так стал именоваться «Спартак») занял пятое место в элите, а вратарь команды Виктор Пучков первым из представителей свердловских хоккейных команд стал чемпионом мира. В ходе того же первенства, 12 декабря 1968 года, «Автомобилист» одержал в Москве победу над ЦСКА — 6:0. Этот суперсенсационный результат на все последующие годы превратился в своеобразную визитную карточку свердловской команды. Подопечные Анатолия Тарасова проигрывали в те годы лишь по большим (разумеется — для соперников) праздникам, а задача забросить в ворота команды, на две трети состоявшей из игроков сборной СССР, шесть безответных шайб считалась неразрешимой и для гипотетической сборной мира.

Весной 1966 года свердловские хоккеисты впервые сыграли дома на крытом катке с искусственным льдом. Спустя шесть лет к «Снежинке» добавился Дворец спорта профсоюзов. К тому времени, помимо Свердловска, двумя сооружениями подобного типа во всём Советском Союзе располагала лишь Москва (Лужники и ЦСКА)! Но всегда считавшийся одним из хоккейных центров страны Свердловск при этом практически никогда не имел стабильного места в элитном дивизионе. «Автомобилист» постоянно курсировал между лигами.

«Набрали обороты»

Ситуация изменилась лишь в конце 80-х. Тогда «Автомобилист» имел все шансы приблизиться к своему памятному достижению. Так, в сезоне-88 после первого этапа он был шестым, на следующий год — седьмым, причём после 12 туров и вовсе лидировал. А что в итоге? Десятое и девятое места соответственно. Ведь сохранение места в высшей лиге считалось пределом мечтаний многих поколений хоккеистов «Автомобилиста».

Примерно десять лет в конце прошлого — начале нынешнего века стали самыми мрачными в истории хоккея Екатеринбурга. В конце 80-х, когда в стране появились первые хозрасчётные клубы, «Автомобилист» находился в авангарде нового движения. Большим подспорьем для него стали льготы, предоставлявшиеся спортивным организациям в первые годы существования новой России. Но уже в начале 90-х стало ясно: торгово-закупочному кооперативу средней руки, который представлял из себя «Автомобилист», просто не под силу конкурировать с первоклассно финансируемыми клубами. За спиной которых стояли металлургические гиганты, автозаводы, банки, бюджеты всех уровней.

Не помогли и различного рода организационные преобразования. Летом 1996-го «Автомобилист» был переименован в «Спартак», а год спустя команда стала называться «Динамо-Энергия». Весной 1999-го занимавшие последнюю, двенадцатую стартовую позицию в переходном турнире динамовцы потрясли всех, став его победителями. Впрочем, в суперлигу Екатеринбург вернулся ненадолго — лишь на два сезона. Весна 2001-го «ознаменовалась» прощанием не только с главным эшелоном, но и с Дворцом спорта профсоюзов, где вышли из строя холодильные установки. Стало ясно, что простое «латание дыр» не поможет, требуется коренная реконструкция сооружения. Продлилась она больше пяти лет, а хоккей в Екатеринбурге тем временем окончательно пришёл в упадок.

Выступавшая на загородном катке в Курганово «Динамо-Энергия» прочно осела на дно турнирной таблицы высшей лиги. В общем рейтинге команд страны динамовцы занимали 42-44-ю позиции. Многие выпускники, а то и учащиеся «Спартаковца», да и другой свердловской школы, «Юности», уезжали из Екатеринбурга, минуя команду мастеров. Причины были очевидны — отсутствие перспектив в родном городе в будущих выступлениях на взрослом уровне, и серьёзнейшие проблемы с тренировочным процессом в настоящем. Город буквально задыхался от отсутствия искусственного льда: вслед за Дворцом спорта на реконструкцию закрылась «Юность», а затем — и «Спартаковец».

Летом 2006 года в Екатеринбурге было решено воссоздать прежний «Автомобилист», учредителями которого стали правительство Свердловской области, холдинговая компания «Лидер» и ОАО «Дворец спорта». Рассматривалось несколько вариантов названия команды, в частности, «Уралец». Но остановились всё-таки на «Автомобилисте»: для большинства любителей спорта, особенно старшего и среднего поколения, именно такое название ассоциировалось с хоккеем Среднего Урала.

«КХЛ«

В первый сезон екатеринбуржцы заняли второе место в «гладком» чемпионате и дошли до четвертьфинала плей-офф, на следующий — первое, и лишь в финале матчей на вылет уступили воскресенскому «Химику». К тому времени было уже известно, что принято решение о приёме клуба в члены организуемой Континентальной хоккейной лиги. Состоялась уже жеребьёвка, по результатам которой «Автомобилист» был определен в дивизион Анатолия Тарасова, но… Летом 2008-го екатеринбургский клуб не сумел подтвердить требуемый бюджет и добровольно вернулся в высшую лигу.

Турнир в дивизионе «Восток» екатеринбуржцы выиграли за явным преимуществом. Первое место они обеспечили себе ещё за несколько туров до финиша, а итоговый отрыв от ставшей второй «Югры» составил шесть очков. Но в плей-офф «Автомобилист» сумел пройти только первый этап. В четвертьфинале екатеринбуржцы сошли с дистанции, трижды проиграв МХК «Крылья Советов». Между тем, интерес к выступлению в КХЛ остался. И летом 2009-го «Автомобилист» получил разрешение выступать в соревнованиях Лиги.

Осенью 2009 года команда дебютировала в Континентальной хоккейной лиге. В первом же сезоне, выступая под руководством чешского наставника Марека Сикоры (впервые в истории хоккейную команду нашего города тренировал иностранец), «Автомобилист» сенсационно пробился в плей-офф. В трёх следующих сезонах повторить это достижения ни разу не сумела. Не имея возможности создать конкуренцию более богатым клубам в борьбе за высокие места по итогам всего сезона, екатеринбургская команда не раз давала им бой в отдельных матчах.

На счету «Автомобилиста» победы над обладателями Кубка Гагарина 2009, 2010 годов «Ак Барсом», и 2011 года — «Салаватом Юлаевым», а также такими именитыми клубами как ЦСКА (Москва), «Динамо» (Москва), СКА (Санкт-Петербург), «Авангард» (Омск).

В сезоне-2014 «Автомобилист» вновь вышел в плей-офф. Как и четырьмя годами ранее, преодолеть барьер первого этапа розыгрыша Кубка Гагарина екатеринбуржцам не удалось. В то же время сезон ознаменовался целым рядом достижений.

В итоговой табели о рангах «Автомобилист» занял самое высокое место за всю историю выступления в КХЛ (15-е). Впервые за всю историю выступлений в Лиге, наша команда завершила чемпионат с положительным балансом побед и поражений, плюсовой разностью заброшенных и пропущенных шайб. В регулярном чемпионате «Автомобилист» набрал на 22 очка больше, чем в самом удачном до этого сезоне-2010.

На следующий год «Автомобилист» вновь вышел в плей-офф, показал упорную борьбу в противостоянии с «Ак Барсом» и, в отличие от прошлого года, сумел выиграть один матч. Но вновь немного не хватило мастерства и везения. Тем не менее, екатеринбуржцы закрепили за собой репутацию крепкого середняка, способного обыграть любого соперника. Воспитанник «Автомобилиста» Анатолий Голышев стал серебряным призером молодежного чемпионата мира.

В сезоне-2016 «Автомобилист» очень ярко начал чемпионат и некоторое время был на вершине турнирной таблицы. Затем были спады, но в итоге екатеринбуржцы в третий раз подряд вышли в плей-офф. Однако преодолеть первый круг снова не получилось. Анатолий Голышев обновил бомбардирский рекорд клуба, который ранее принадлежал Федору Малыхину. Всего же «Автомобилист» набрал в регулярном чемпионате 92 очка и забросил 145 шайб. Кроме того, свердловский клуб впервые принял участие в престижном европейском турнире «Кубок Шпенглера», где дошел до полуфинала и занял четвертое место.

Сезон 2016-17 получился переходным: после удачного старта осенью последовал спад, который привел к смене главного тренера — Андрея Разина сменил Владимир Крикунов. Команда до самого окончания «регулярки» боролась за попадание в плей-офф, но немного не хватило.

Через год «Автомобилист» вновь обновил клубные рекорды. Команда заняла 4-е место из 14-ти в «Восточной» конференции. Кроме того, «Автомобилист» побил клубный рекорд по количеству набранных очков — 95. В течение сезона екатеринбуржцы боролись за лидерство в конференции. И 2018-й год встретили на первой строчке в таблице.

В плей-офф команда играла с двукратным обладателем Кубка Гагарина и финалистом прошлого года — магнитогорским «Металлургом». Серия 1/8 финала растянулась на шесть игр, в которых «Автомобилист» одержал две победы, повторив результат 2016 года. Воспитанник клуба Никита Трямкин вернулся из НХЛ, став лидером и капитаном команды. Никита неоднократно вызывался в сборную России, принял участие в Чемпионате мира.

Сезон 2018-19 стал прорывом для «Автомобилиста». Летом команду возглавил екатеринбуржец Андрей Мартемьянов, был подписан контракт с лучшим снайпером КХЛ Найджелом Доусом. На старте чемпионата «Автомобилист» одержал 18 побед подряд! В течение всей «регулярки» команда возглавляла восточную конференцию и ни разу никому не уступила первое место. В плей-офф екатеринбуржцы впервые прошли первый раунд, обыграв челябинский «Трактор», но в четвертьфинале уступила более опытному «Салавату Юлаеву».

В сезоне 2019-2020 хоккеисты из Екатеринбурга вышли в четвертьфинал, но проиграли со счетом 1-4 новосибирцам (ХК «Сибирь»). С таким же счетом «автомобилисты» проиграли в одной восьмой финала омскому «Авангарду».

Когда-нибудь, а в это свято верят уральские болельщики, команда из «середняков» выбьется в лидеры. По крайней мере, все данные у ледовой дружины с Урала для этого есть. А там, не побоимся это сказать, замаячит и  Кубок Гагарина.

Источник информации официальный сайт ХК «Автомобилист» (Екатеринбург)

подготовил Игорь Глуховский

Добавить комментарий