На протяжении нескольких десятилетий обсуждается вопрос создания замены для многоцелевых самолетов Ан-2 — давно снятых с производства и устаревших. Помимо того, что авиапарк малых авиалиний требуется обновлять, сами малые авиалинии практически потеряли развитие. Одним из факторов такового может стать насыщение гражданской авиации легкими многоцелевыми машинами, при помощи которых можно будет восстановить массу ранее существовавших маршрутов и нарастить транспортную связанность в регионах.
Сегодня для Дальнего Востока формируется госзаказ на строительство самолётов «Байкал». Производство нового самолёта разместится в Хабаровском крае, завод появится в Комсомольске-на-Амуре в районе Дзёмги. Здесь также создадут авиацентр региональной и беспилотной авиации. Деньги на строительство — более 2 млрд рублей — направят по госпрограмме «Социально-экономическое развитие ДФО».
Это решение принято в связи с тем, что парк малой авиации уже необходимо заменять. Ведь любое транспортное средство, а самолет не является в этом исключением, имеет определенные ресурсы «прочности и надежности». После израсходования которых эксплуатировать технику можно с большой оглядкой на безопасность. Сейчас на Дальнем Востоке используется 41 легкое воздушное судно, преимущественно Ан-2. Большинство самолетов уже либо «устали», либо активно «устают». Учитывая года их постройки. Поэтому принято решение о замене устаревших самолётов новыми — типа ЛМС-901 («Байкал»).
Взлётно-посадочные характеристики «Байкала» должны быть не хуже, чем у Ан-2. За счёт того, что самолёт меньше, легче и имеет более высокое аэродинамическое качество, чем Ан-2, скорость на высоте 3000 метров на максимальном продолжительном режиме работы двигателя составит 300 км/час. Самолет должен эксплуатироваться в разных условиях, в т.ч. на грунтовых аэродромах. Для него разработано трехточечное шасси с хвостовым колесом. ЛМС-901 («Байкал») получит фюзеляж традиционной компоновки с носовым расположением двигателя, за которым размещается кабина пилотов. Основная часть внутренних объемов отдается под кабину на 9 пассажиров или груз массой до 2 т. Посадка и погрузка будут выполняться через дверь на левом борту. Новый самолёт будет эксплуатироваться при температуре воздуха от −55 до +50 градусов с расчётом на безангарное хранение, поэтому в качестве основного материала решено использовать алюминиевые сплавы.
На малых авиалиниях эксплуатируются сегодня как «АН-2», так и вертолеты. «АН-2» требуют замены, а вертолеты использовать невыгодно. У вертолетов, при их несомненных достоинствах, есть одна проблема — стоимость летного часа. Если Ми-8 лопает до 800 кг керосина в час, то при его стоимости от 60 рублей за литр, получается… примерно 60 000 рублей в час только на топливо и масло. А обслуживание, зарплата пилотов, поддержание летной годности?
Так что пока единственным кандидатом на замену «Аннушек» становится новый «Байкал». Мало кто сомневается, что подобные самолеты будут востребованы в регионах. Ведь малая авиация обеспечивает транспортную и пассажирскую доступность, вплоть до самой «глухой» деревеньки.
Эксперты отмечают, что для полного решения задач по насыщению малых авиалиний новой летной техникой необходимы сотни самолетов по типу нового «Байкала». Создаваемые пока производственные мощности позволят выпускать по 30-50 таких самолетов ежегодно. При этом фактические темпы строительства и внедрения на линиях будут зависеть от компаний-перевозчиков — их потребностей и возможностей.
Ну а пока же заместитель Председателя Правительства — полномочный представитель Президента в ДФО Юрий Трутнев провёл совещание об обеспечении авиационной доступности дальневосточных регионов и развитии авиаперевозок с использованием лёгкой авиационной техники.
Как отметил Юрий Трутнев, по поручению Президента Владимира Путина будет выделено финансирование из средств Фонда национального благосостояния на строительство новых лёгких многоцелевых самолётов для Дальнего Востока. Для этого необходимо сформировать госзаказ на строительство новых судов взамен выбывающих из эксплуатации самолётов Ан-2, Ан-3. Отдельно рассматривались вопросы развития аэропортовой инфраструктуры Дальнего Востока.
Для справки:
«Сейчас на Дальнем Востоке используется 41 лёгкое воздушное судно, преимущественно это Ан-2. В ДФО зарегистрированы 87 аэродромов и 189 посадочных площадок для приёма легкомоторных самолётов. В рамках реализации федерального проекта „Развитие региональных аэропортов“ в период с 2022 по 2024 год предусмотрена реализация мероприятий по 25 объектам, расположенным на территории Дальневосточного федерального округа. По словам заместителя Министра транспорта Игоря Чалика, по 23 объектам ведутся строительно-монтажные работы. Общее финансирование строящихся объектов в 2022–2024 годах составит 47,63 млрд рублей. В этом году запланирован ввод по семи объектам (Хандыга, Белая гора, Вилюйск, Сангар, Депутатский, Зея, Нерюнгри)».
подготовил Игорь Глуховский