27 декабря начальник Московской железной дороги Михаил Олегович Глазков рассказал журналистам о работе МЖД за 2021 год.

— Рад приветствовать вас на итоговой пресс-конференции, посвященной работе Московской железной дороги в 2021 году, — начал Михаил Глазков. — Со многими журналистами мы встречались в течение года во время знаковых для развития магистрали событий и вместе разбирались в сложных вопросах возведения новых мостов и путепроводов, модернизации пассажирской и путевой инфраструктуры и многом другом. Спасибо вам за умение видеть главное в железнодорожном деле, высокий профессионализм, благодаря которому работа дороги становится осязаемой для широкой аудитории телезрителей, радиослушателей, пользователей Интернет-пространства.

Подведем итоги

Прежде всего, хочу отметить, что, работая второй год подряд в условиях мировой пандемии, железнодорожники обеспечивали стабильный и бесперебойный перевозочный процесс. Так, по прогнозам в 2021 году железнодорожным транспортом будет отправлено 677 миллионов пассажиров, что на 20% выше, чем в 2020 году. По итогам 2021 погрузка составит 72,3 миллиона тонн, с ростом к уровню прошлого года на 1,4%. При этом в приоритете продовольственные товары, материалы для работы предприятий и строительного комплекса.

Для вывоза продукции предприятий, которые наращивают производство, мы реализовали несколько проектов по развитию железнодорожной инфраструктуры. В Калужской области, согласно концессионному соглашению, построили новую железнодорожную ветку, которая соединила станцию Людиново-1 и территорию особой экономической зоны «Калуга». Созданная железнодорожная инфраструктура обеспечит потребности резидентов особой экономической зоны в перевозках в объеме до 1,6 млн тонн в год.

Новая железнодорожная инфраструктуры построена на станции Казначеевка в Тульской области, что позволит расширить географию грузовых перевозок, отработать до 3,5 млн тонн в год грузов АО «Щекиноазот».

Мы продолжили развитие радиальных направлений для улучшения транспортного сообщения с крупными городами Подмосковья, а также для запуска новых диаметральных маршрутов.

Так, в 2021 году завершены работы по развитию инфраструктуры Балашихинской ветки Горьковского направления, где построен второй главный путь, реконструированы остановочные пункты Стройка, Горенки и Балашиха. Благодаря созданной новой железнодорожной инфраструктуре сократится время в пути — с 2 до 8 минут, а также увеличится количество электропоездов до 84 по выходным дням, и 72 — по рабочим.

В этом году на действующих и будущих линиях МЦД было открыто 7 новых и реконструированных станций (Баковка, Щукинская, Внуково, Кокошкино, Апрелевка, Аминьевская, Матвеевская), а также новый вокзал Восточный. Масштабные работы по строительству МЦД-4 и МЦД-3 запланированы на следующий год.

Самым значимым событием года стало открытие нового вокзального комплекса Восточный (терминал Черкизово), расположенного на Московском центральном кольце. Терминал интегрирован со станцией МЦК Локомотив теплым переходом с выходом к станции метро «Черкизовская» и к РЖД-Арене.

Инвестиционная программа ОАО «РЖД» в развитие Московской железной дороги в 2021 году была самой большой за последние годы и составила 176 млрд руб.

В 2021 году на дороге выполнен ремонт более 340 км пути, уложено порядка 60 км нового пути, что позволит в перспективе увеличить пропускную способность на участках дороги, которые войдут в состав МЦД-4 и МЦД-3, а также на Большом кольце для усиления грузового каркаса МЖД.

В свою очередь, дорога, являясь крупнейшим налогоплательщиком, вносит свой вклад в социально-экономическое развитие регионов. Так, в январе-ноябре во все виды бюджетов областей было перечислено 17 млрд 617 млн руб.

В новом году мы продолжим развитие инфраструктуры для запуска новых диаметров, реконструкцию и возведение новых станций, строительство новых дополнительных путей. Уверен, что все будущие главные события также найдут отражение в ваших публикациях и сюжетах.

— 2021 год в компании был объявлен Годом экологии. Насколько дорога справилась с поставленными задачами в рамках экологической повестки? — был задан первый вопрос журналистами.

— Компания ОАО «РЖД» уделяет особое внимание вопросам экологии, энергоэффективности и энергосбережения. Все проекты, которые реализуются сегодня на Московской железной дороге, рассматриваются с точки зрения минимизации негативного воздействия на окружающую среду. Вопросы экологии прочно вошли в культуру производства на каждом инфраструктурном объекте столичной магистрали. При этом используются такие технологии, которые ранее в нашей стране не применялись.

Негативное воздействие от стационарных источников на атмосферу в этом году снижено более чем на 7%

За счет модернизации объектов теплоснабжения МЖД регулярно снижает выбросы загрязняющих веществ в атмосферу. Так, благодаря переводу котельных на более экологичные виды топлива в этом году нам удалось снизить техногенное влияние на атмосферу на 7,2%. За счет установки электрокотлов в прошлом году были выведены из эксплуатации маломощные угольные котельные на станциях Кашира, Жилево, Михайлов, Тула-1, Мшанка-1, с угольных котельных потребители переключены на электрическую и газовую котельные на станциях Верховье и Унеча.

На сезонный режим работы за счет установки электрических накопительных водонагревателей были переведены мазутные котельные на станциях Пушкино и Ожерелье. Кроме того, в этом году мы приступили к строительству новых модульных газовых котельных в Брянске и Курске, которые заменят старые мазутные. Ввод их в эксплуатацию запланирован на 2022 год. Эти котельные позволят снизить техногенное влияние на окружающую среду почти в 15 раз, улучшат теплоснабжение не только предприятий железнодорожного транспорта, но и расположенных поблизости жилых микрорайонов.

Ведутся работы по переводу на газ мазутных котельных на станциях Узловая Тульской области и Сухиничи Калужской области.

Сегодня на Московской железной дороге имеется 150 котельных, из которых 120 газовых, 16 угольных и 14 мазутных. Мы ставим перед собой амбициозные цели: к 2025 году полностью перевести имеющиеся угольные и мазутные котельные на альтернативные источники топлива и тем самым снизить объем парниковых газов на 80 тыс. тонн, что эквивалентно высадке 22 тыс. га лиственного леса.

Кроме того, в текущем году, по сравнению с аналогичным периодом 2019 года, нам почти на 80 тыс. тонн удалось снизить выбросы парниковых газов за счет модернизации тягового подвижного состава.

С начала года объем промышленной очистки воды увеличился почти на 54%.

Таких показателей удалось достичь за счет реконструкции очистных сооружений на станции Смоленск-Сортировочный, которые уже полностью выведены на проектную мощность. Это позволило очищать сточные воды железнодорожных предприятий и близлежащих жилых домов. В настоящее время железнодорожники приступили к реконструкции очистных сооружений на станции Курбакинская Курской области, что вдвое увеличит здесь количество очищаемых стоков.

За счет внедрения систем оборотного водоснабжения на 2 % снизилось использование водных ресурсов. Например, в этом году на станции Андроновка был открыт новый моечный комплекс для поездов «Ласточка». Его очистные сооружения позволяют использовать для мытья подвижного состава оборотную воду, что уменьшает нагрузку на экологию.

Снижение шумового воздействия

Особое внимание уделяется на МЖД снижению шумового воздействия на окружающую среду. Часто железная дорога проходит по территории населенных пунктов с плотной жилой застройкой, поэтому важно находить решения, которые позволят снизить уровень шума и вибрационных воздействий от проходящих поездов. Например, на реконструируемом в настоящее время участке Москва-Каланчевская — Курский вокзал были возведены почти 2 тыс. м подпорных железобетонных стен, а под строящиеся пути впервые в России уложат 36 тыс. кв. м виброизолирующих матов.

Кроме того, после завершения строительства здесь установят 3 тыс. м шумозащитных экранов, а в 38 жилых домах, фасады которых выходят на магистраль, заменят на стеклопакеты 15 тыс. окон. Также в рамках развития Московских центральных диаметров шумозащитные экраны установят на участках Киевского, Савеловского, Смоленского, Рижского, Курского и Горьковского направлений МЖД. К 2024 году их протяженность составит порядка 120 км. В настоящее время завершается установка шумозащитного экрана на станции Ступино, что снизит уровень шума на 20 дБа.

Кроме того, в тех населенных пунктах, где жителям домов, расположенных поблизости от железной дороги, особенно сортировочных горок, мешают маневровые работы, стараемся идти навстречу и меняем места отстоя тепловозов. Например, они перенесены подальше от жилых построек на станциях Павшино, Бескудниково, Волоколамск и Домодедово. Ищем и другие решения снижения шума. Например, на сортировочной горке станции Люблино-Сортировочное использовался экспериментальный рельсосмазыватель, подавляющий фрикционные шумы. В результате испытаний, было установлено, что уровень шума на расстоянии 7 м снизился на 30%. Теперь рельсосмазыватель передислоцирован на станцию Перово. Прорабатывается вопрос о применении этой системы и на других сортировочных горках МЖД.

От загрязнения грунт защищают 15 тыс. погонных метров сорбционных полотен

Для восстановления замазученного в результате деятельности железнодорожного транспорта грунта в этом году была произведена очистка тракционных путей в 9 эксплуатационных локомотивных депо: Вязьма-Сортировочная, Смоленск-Сортировочный, Рязань, Рыбное-Сортировочное, им. Ильича, Брянск-2, Москва-Сортировочная-Рязанская, Курск, Бекасово-Сортировочное. Было вырезано и утилизировано 1215 тонн загрязненного грунта.

В эксплуатационных локомотивных депо Москва-Сортировочная-Рязанская, Новомосковск, Вязьма-Сортировочная для предотвращения загрязнения тракционных путей в этом году была внедрена технология по укладке сорбционных матов, впитывающих отработанные нефтепродукты. В июле в этих депо было уложено 15 тыс. погонных метров сорбционных матов.

Объем отходов для захоронения снижен почти на 3% за счет раздельного сбора мусора

Железнодорожники столичной магистрали заботятся об экологии и экологическом воспитании пассажиров, показывают примеры бережного отношения к окружающему миру

Так, с 16 вокзалов МЖД за 11 месяцев текущего года было вывезено почти 13,5 тыс. тонн отходов. При этом для пассажиров на вокзалах Москвы установлены 8 боксов по накоплению отработанных батареек, 6 комплектов для селективного сбора мусора и урны для несортированного ТКО. Внедряется система раздельного сбора отходов и на предприятиях МЖД. Так, нами приобретено 95 контейнеров для раздельного накопления отходов, оборудовано 55 площадок для временного накопления отходов производства и потребления.

Активное участие принимают сотрудники МЖД во всероссийских, региональных и городских экологических акциях. Только в 2021 году они высадили более 25000 деревьев и кустарников, убрали около 1500 тыс. кв. м территории и ликвидировали более 300 несанкционированных свалок.

Энергоэффективность и энергосбережение

Благодаря технологии рекуперации за 11 месяцев текущего года удалось сэкономить 187,82 млн кВт/ч. Данного объема хватило бы на энергообеспечение города с населением в 20 тыс. в течение полутора лет.

Кроме того, мы заменили почти 17 тысяч ртутьсодержащих ламп на другие энергоэффективные осветительные приборы.

Подведите итоги развития проекта МЦД в текущем году, расскажите о планах на следующий год.

Всего в 2021 году на действующих и будущих линиях МЦД было открыто 7 новых и реконструируемых станций (Баковка, Щукинская, Внуково, Кокошкино, Апрелевка, Аминьевская, Матвеевская), а также новый вокзал Восточный. Кроме того, для пассажиров открыта новая платформа на МЦД-1 Окружная, новый вестибюль на МЦК Кутузовская. Всего с момента запуска первых двух линий МЦД в Мосузле построено и реконструировано 24 станции (22 в границах МЖД, 2 — Ховрино и Лихоборы на ОЖД).

Масштабные работы по развитию действующих и будущих диаметров продолжатся в 2022 году. Мы планируем ввести в эксплуатацию еще 7 реконструированных станций (Толстопальцево, Мещерская, Переделкино, Лесной городок, Окружная, Очаково, Тимирязевская) и 3 новых станции (Минская, Печатники, Марьина роща). Для запуска МЦД-4 на участке от Курского вокзала до Каланчевской начнется укладка 3 и 2 главных путей.

На участке от Курского вокзала до Нижегородской планируем открыть дополнительный главный путь, который позволит без влияния на график движения поездов Курского и Горьковского направлений продолжить реконструкцию участка Москва-Курская-Нижегородская (Карачарово) для запуска МЦД-4 со строительством еще двух дополнительных путей и двухпутного моста через реку Яуза. Начнем реконструкцию искусственных сооружений для будущего МЦД-3.

Как развиваются грузовые перевозки на МЖД, учитывая ее пассажирский статус, а также масштабную реконструкцию по развитию МЦД?

Московская железная дорога, являясь главной пассажирской магистралью, выполняет значительный объем грузовых перевозок, занимая 6 место среди других дорог. Ежесуточно для обеспечения нужд города Москвы поступает порядка 5 тыс. вагонов с грузами.

По итогам 2021 погрузка на МЖД составит 72,3 млн тонн, с ростом к уровню прошлого года на 1,4%.

Рост погрузки обеспечивается за счет лома черных металлов, нефти и нефтепродуктов, грузов в контейнерах, удобрений и химикатов, черных металлов.

За последние 9 лет рост объемов отправления контейнерных перевозок с Московской железной дороги увеличился на 124 % или на 1,3 млн. ДФЭ. На привлекательность перевозок грузов в контейнерах особое влияние оказывает возможность обеспечения ускоренной доставки грузов при условии использования сервиса «Перевозка по расписанию». Только с начала текущего года рост перевозок с использованием данного сервиса по Московской железной дороге составил 35%.

Контрейлерные перевозки.

В настоящее время набирает популярность контрейлерные перевозки. Контрейлерная технология позволяет не только увеличить объемы перевозок железнодорожным транспортом, но и разгрузить автомобильный трафик, снизить воздействие большегрузных автомобилей на автодорожную инфраструктуру и экологию. Эта услуга, апробированная на столичной магистрали в мае 2020 года, доказала свою востребованность. Если в прошлом году было отправлено 4 полуприцепа на контрейлерных платформах со станций Кунцево-2 и Электроугли, то в этом году отправлено уже более 200 вагонов с полуприцепами.

Развитие пассажирских перевозок на МЦК и МЦД повлияло на организацию грузовых перевозок. На МЖД создается практически новый грузовой каркас с развитием инфраструктуры станций, расположенных за территорией города Москвы, для увеличения их пропускной способности. Ведется реконструкция северной части Большой московской окружной железной дороги (БМО), чтобы обеспечить транзит грузов в обход Москвы. Кольцо в основном проходит по Московской области, соединяет ключевые сортировочные станции — Орехово-Зуево и Бекасово.

Завершено строительство железнодорожного путепровода на ключевом участке Кубинка-1 — Акулово Большого кольца вокруг Москвы, который обеспечивает работу одной из крупнейших сортировочных станций страны — Бекасово-сортировочное. Работы проводились Автодором в рамках реконструкции трассы М-1. В сутки здесь курсируют более 100 грузовых поездов, в том числе до 10 тяжеловесных. Вместо старого однопутного путепровода над шоссе протянулись мостовые сооружения сразу под три железнодорожных пути.

В этом году в Лобне открылся новый сортировочный парк Лобня-Северный, что увеличит перерабатывающую способность станции.

В Курской области, которая занимает лидирующие позиции в Центральном федеральном округе по транспортировке зерна по железной дороге, открылся Центр продажи услуг ОАО «РЖД», который позволит максимально упростить для клиентов использование сервисов, предоставляемых компанией.

Какие изменения в движении поездов запланированы на новогодние праздники?

В период новогодних и рождественских каникул с 24 декабря 2021 года по 10 января 2022 года назначено 245 дополнительных пассажирских поезда. Пиковыми датами отправления пассажиров станут 29 и 30 декабря 2021 года, а прибытия — 8 и 9 января 2022 года.

Для развития внутреннего туризма с 24 декабря 2021 года по 10 января 2022 года, из Москвы организовано курсирование туристических поездов по так называемым круговым маршрутам. Такие поезда побывают в таких городах, как Великий Новгород, Владимир, Кострома, Великий Устюг, Архангельск, а также туристический горный парк Рускеала.

Особенно следует отметить проект ОАО «РЖД» — «Поезд Деда Мороза», в рамках которого Дед Мороз из Великого Устюга на специальном поезде уже путешествует по городам России. В Тулу поезд Деда Мороза прибудет 4 января, в Москву, на Киевский вокзал, 5 января.

В предпраздничные и праздничные дни движение электричек в Московском транспортном узле будет организовано следующим образом:

  • 30 декабря — расписанием пятницы,
  • 31 декабря и с 1 по 8 января — расписанием субботы,
  • 9 января — расписанием воскресенья.
  • С 31 декабря на 1 января МЦК будет работать круглосуточно с 8-минутным интервалом. В ночь на 7 января режим работы будет продлен до 2:00.

Какие меры принимает МЖД для профилактики ДТП на переездах и травмирования граждан?

Работа по профилактике ДТП на переездах и травмирования граждан ведется в тесном взаимодействии с представителями органов власти.

Профилактика ДТП на переездах

Для повышения уровня безопасности при пересечении переездов на МЖД ежегодно проводится комплекс профилактических мер.

В 2021 году выполнен капитальный ремонт на 11 переездах, проведена асфальтировка дорожного покрытия на 363 переездах, на 10 заменены заградительные устройства, на 56 — крышки УЗП. На 406 переездах для увеличения обзора видимости на прилегающих к железной дороге территориях проведена расчистка от сорной растительности.

Подъезды к 52 железнодорожным переездам Мосузла, на которых за последние пять лет произошли 2 и более ДТП, МЖД совместно с правительством Московской области оснастили «шумовыми полосами». Они представляют из себя серию неровностей, которые чередуются друг с другом. При пересечении автомобилем таких полос его подвеска вибрирует, предупреждая водителя о приближении к железной дороге.

Справка:

Всего с начала 2021 года на железнодорожных переездах МЖД произошло 24 дорожно-транспортных происшествия (в 2020 году 28 ДТП). Из них 9 столкновений автомобилей с подвижным составом случилось в Подмосковье, что на 5 меньше, чем за аналогичный период прошлого года, и 1 — в Москве. Основная причина аварий — нарушение водителями правил дорожного движения.

Профилактика травмирования граждан

В целях снижения уровня травматизма железнодорожники принимают ряд комплексных мер. Мы ремонтируем пешеходные настилы и ограждения, устанавливаем новые ограждения. Помимо ввода в эксплуатацию разноуровневых переходов, построенных в рамках проекта МЦД, в этом году построены одноуровневые переходы возле остановочного пункта Новопетровская в Подмосковье и в районе улицы Ново-Ленинградская в Смоленской области.

Они оборудованы специальными накопительными площадками. Строительство новых пешеходных переходов продолжится в 2022 году. На дороге проводится широкая информационная кампания, направленная на профилактику травмирования граждан на объектах железнодорожного транспорта.

Справка:

Основной причиной травмирования на железной дороге по-прежнему остается грубое нарушение правил безопасности на железнодорожных объектах. Так, с января по ноябрь 2021 года 71 % от общего числа пострадавших получили травмы, переходя пути в неположенном месте перед близко идущим поездом; 17% находились на пешеходном настиле во время движения поезда; 9% пострадали при попытке взобраться на платформу или спрыгнуть с нее. В большинстве случаев пешеходы пытаются сократить маршрут через железнодорожные пути или попасть без билета на электричку, обходя турникеты, при этом поблизости имеются безопасные подземные или надземные пешеходные переходы.

12 декабря между Белгородом и Санкт-Петербургом начал курсировать двухэтажный пассажирский поезд, который делает остановку в Туле. У туляков он пользуется большим спросом, а время стоянки составляет всего две минуты. Есть ли возможность увеличить время стоянки, или найти какие-то другие способы решения проблемы?

Возможность увеличить время стоянки в Туле есть, за счет сокращения времени стоянки в Орле, где поезд стоит 5 минут, и Курска, где стоянка поезда также составляет 5 минут.

Двухэтажный поезд пользуется у пассажиров большой популярностью из-за удобного времени прибытия на вокзал Восточный Москвы (в 23:52), Санкт-Петербург (10:13), а также более низкой по сравнению с другими поездами ценами на билеты.

В 2023 г. мы будем праздновать 80-летие Курской битвы. В эпицентре тех событий находились железнодорожные станции, в том числе станция Поныри. Какие мероприятия запланированы к юбилею со стороны ОАО «РЖД»?

В рамках подготовки к празднованию в 2023 году 80-летия победы в Курской битве разработаны мероприятия не только на станции Поныри, но и Золотухино, Возы, Свобода и Курск.

На станции Поныри планируется создание мемориального комплекса «Воинский эшелон», который будет состоять из паровоза с тремя вагонами образца 1940-х годов, образцов военной техники, участвовавшей в сражениях за станцию Поныри, зала боевой славы и железнодорожного музея. Также будет проведена реконструкция Шуховской водонапорной башни, парковой аллеи и территории оборонительных рубежей.

Будет проведен ремонт здания вокзала, платформы, заменены инженерные сети, установлено видеонаблюдение, проведено благоустройство прилегающей территории и многое другое.

В перспективе планируется сформировать единый туристический маршрут по станциям-музеям в местах боевой славы, связанных с Курской битвой.

Какие меры принимаются для обеспечения безопасности движения на железнодорожных переездах в Орловской области?

Московской железной дорогой и правительством Орловской области разработан «Комплексный план обеспечения безопасности движения на железнодорожных переездах на 2021 — 2022 годы», который включает перечень совместных мер по ремонту, содержанию и модернизации как самих переездов, так и автомобильных дорог на подходах к ним, а также проведению разъяснительной работы среди водителей.

В текущем году в границах Орловской области было отремонтировано 18 переездов. На двух переездах установлено искусственное освещение в 250-метровой зоне для улучшения видимости в темное время суток.

В департамент дорожного хозяйства и транспорта Орловской области нами внесено предложение о нанесении шумовых полос на подходах к переездам. Кроме того, ведется работа по внесению в приложение «Яндекс Навигатор» голосового информирования водителей о приближении к железнодорожному переезду.

В конце ноября МЖД и Орловская область заключили Соглашение о взаимодействии и сотрудничестве в области железнодорожного транспорта на 2022 — 2024 годы, в котором также предусмотрены системные меры по обеспечению безопасности движения на переездах.

Станция Вязьма Смоленской области входит в транспортный коридор контейнерных перевозок, в том числе из Китая в Европу. Удалось ли обеспечить бесперебойность доставки грузов по территории Смоленского региона?

Смоленская область, расположенная на западной границе России и на пути следования крупных грузопотоков в направлении Восток — Запад, имеет важное стратегическое значение.

В 2021 году железнодорожникам удалось не только обеспечить бесперебойность перевозочного процесса, но и увеличить объемы грузоперевозок по территории Смоленской области.

Благодаря тому, что на станции Вязьма внедрены новые технологии пропуска контейнерных поездов на Смоленском направлении МЖД существенно повысилась скорость транзитного потока. Так, за 11 месяцев этого года объемы транзитных контейнерных перевозок по территории Смоленской области выросли на 27,4% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года — с 5396 контейнерных поездов до 6877. С 2016 по 2020 годы объем транзитных контейнерных перевозок по территории Смоленской области вырос почти в 4 раза — с 43409 контейнеров до 185010.

Стоит отметить, что сегодня на контейнерные перевозки переключаются различные отрасли промышленности. Например, в 2012–2020 годах доля перевозки лесных грузов железнодорожным транспортом в контейнерах увеличилась более чем в три раза — с 5,1% в 2012 году до 16,2% в 2020-м.

В настоящее время на вокзале Брянск-Льговский ведется капремонт. Что ожидает пассажиров после его завершения? И какие еще вокзалы Брянской области планируется отремонтировать?

Многие вокзалы Московской железной дороги имеют свой особый исторический облик. У нас разработана программа по обновлению и ремонту пригородной пассажирской инфраструктуры, малых вокзалов. Недавно был завершен ремонт вокзала на станции Сухиничи-Главные, который сегодня может служить примером создания комфортных условий для пассажиров на малых вокзалах МЖД.

Теперь это не только пункт прибытия и отправления поездов, но и место, где можно просто хорошо провести время. Таким же станет и вокзал на станции Брянск-Льговский. Здесь будут применены самые передовые технологии и системы жизнеобеспечения, учтены потребности всех групп — и маломобильных, и пассажиров с детьми, и молодежи, и старшего поколения. Изменится и прилегающая территория — город получит новое привлекательное пространство.

Что касается дальнейших планов, то в Брянской области запланирован ремонт еще двух достаточно крупных объектов — вокзалов на станциях Орджоникидзеград и Унеча. Эти объекты также будут полностью модернизированы. Вся «начинка» зданий будет самой современной, при этом мы постараемся максимально сохранить их исторический облик.

автор: Андрей Объедков

186070cookie-checkМосковская железная. Итоги и планы

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.