Однажды американскому драматургу Терренсу Макнелли, которого называют «бардом американского театра» посчастливилось побывать на мастер — классе оперной дивы Марии Каллас. Драматург сам писал оперы и мюзиклы, и все что было связано с музыкой ему было не чуждо. То, что он услышал и увидел на занятии по вокалу произвело на него огромное впечатление. Макнелли написал пьесу под названием «Мастер-класс». Пьеса настолько пришлась по вкусу публике, что на Бродвее ее сыграли бесчисленное множество раз.

Премьера спектакля состоялась в Театре Джона Голдена 15 ноября 1995 года и закрылась 29 июня 1997 года после 598 представлений! И с тех пор бессмертный текст не сходит с мировых сцен, пьеса давно стала украшением театрального репертуара любого театра. А сам Терренс Макнелли за оригинальное драматургическое решение и за материал, который точно отображает суть театрального искусства, в 1996 году был занесен в Зал славы американского театра.

Дух великой Марии Каллас витает над сценой вахтанговского театра!

Недавно на Новой сцене Театра им. Евгения Вахтангова состоялась премьера спектакля «Мастер-класс», режиссером постановки, в которой звучат фрагменты из опер Верди, Пуччини и Беллини, стал Сергей Яшин. Это его третья работа театре Вахтангова.

Спектакль длится два с половиной часа с антрактом — примерно на час больше бродвейского оригинала.

В театре Вахтангова «Мастер-класс» зазвучал совершенно по-новому, он показал зрителю еще одну грань уникальной и неординарной судьбы прославленной гречанки. Режиссер умело, и деликатно связал действие спектакля письмами Марии Каллас к ее возлюбленному Аристотелю Онассису.

«Нам пришлось обратиться к дневникам, письмам и воспоминаниями близких людей Марии Каллас, — сказал режиссер, — для того, чтобы это была не просто история выдающейся личности, но увлекательный способ актерского существования».

Роль Марии Каллас блистательно исполнила народная артистка России Людмила Максакова. Спектакль стал настоящим бенефисом выдающейся актрисы. Зрители с огромной радостью следили за работой мастера сцены в «Мастер-классе».

«Для меня вы знаете сейчас любой выход на сцену уже радость, — поделилась своими эмоциями Людмила Васильевна, потому что, к сожалению, все мои товарищи, с которыми я прожила длинную театральную жизнь, уже на небесах. Мне не с кем разделить сегодня радость премьеры, простите эту грусть».

Тем не менее, Людмила Васильевна с нескрываемым восторгом предстала перед публикой в окружении молодых вахтанговцев. Олег Макаров — значится в программке как некий «Незнакомец», а по сюжету он биограф Каллас, временами принимающий облик Аристотеля Онассиса и Джованни Баттисты Менегини — мужа Божественной, которого она оставила ради грека-миллионера. Евгений Кравченко сыграл пианиста-концертмейстера Мэнни Вайнштока. Студенты-слушатели: Евгения Ивашова, Мария Волкова и Алексей Петров профессионально исполняли во время мастер-класса отрывки из оперных арий. Зрители удостоверились, что молодые вахтанговцы не только талантливые драматические артисты, но вполне могут соперничать с оперными исполнителями хорошего уровня.

Людмила Максакова в роли Марии Каллас невероятно харизматична и требовательна:

«Театр — это не место для потуг, люди приходят в театр не для того, чтобы смотреть как артист старается, говорит Каллас-Максакова, — они приходят смотреть на то, что тебе дал Господь Бог!»

И тут же оперная дива устами Максаковой насмешливо заявляет молодым артистам, —

«Вы думаете вас легко запомнить? Тысячи таких как вы ходят взад-вперед, туда-сюда. Думаете вас кто-то запоминает? Если у вас нет внешности или того, что я называю внешность, вам придется нелегко. Вот у меня не было своего лица, а теперь есть, но я его создала!»

Вдруг Людмила Максакова вплотную подходит к первым рядам в зрительном зале, в упор смотрит на зрителя и заявляет: «Вот у вас, например, тоже нет внешности, создайте ее скорее и, чем быстрее, тем лучше. Внешность — это не только личико и фигурка, это еще и вкус, и стиль. Ведь на вас смотрят люди и каждый хочет составить свое мнение. Конечно, если весишь пятьсот килограмм, работать над внешностью немного сложнее».

В зале раздается одобрительный и смущенный смех. Практические советы от великой певицы и сегодня кстати, их можно применять не только на сцене, но и в жизни.

А что еще может пригодиться простому обывателю из мастер-класса невероятно трудолюбивой певицы, так это очень верная рекомендация:

«Надо иметь глаза на затылке, — советует персонаж и сама актриса, — без них в театре никуда, за твоей спиной постоянно плетут интриги, чтобы тебя угробить. И если у тебя не появятся глаза на затылке, дело кончится тем, что получишь нож в спину. Что только не делали, чтобы меня уничтожить. Боже мой, какая была ко мне зависть!»

Совет весьма дельный, наверняка, Мария Каллас следовала ему, но избежать беды не удалось. Судьба послала ей встречу с мужчиной без принципов по имени Аристотель Онассис, который разрушил ее брак, унижал, оскорблял ее публично, мог сказать ей: «Ты пустое место! Все что угодно, только не пой!», затем заставил избавиться от ребенка и наконец вовсе сломал жизнь. Он, миллионер, заставил ее вложить деньги в постройку судна, которое затонуло. И миллионер-судовладелец бросил певицу, чтобы выгодно жениться на другой на Джеки Кеннеди, бывшей жене президента США. Утонул корабль, и любовь канула в Лету.

То ли сказались постоянные стрессы, то ли некая болезнь, но неожиданно у Марии пропал голос. И случилось это во время выступления в «Ла Скала». Но она все равно любила своего мучителя Онасиса, хотя и не пыталась вернуть его.

«Судьба талантливой гречанки, — сказала зрителям Людмила Максакова, — вызывает у меня огромное сочувствие. Этот мужчина уничтожил ее, растоптал, отобрал счастье, если бы она его не встретила, все могло сложиться по-другому…»

Но, все сложилось именно так, как сложилось и весь мир узнал о трагической истории любви. Практически сойдя со сцены, Каллас учит молодых актрис:

«Вы поете, но ничего не чувствуете. Это должна быть не нота, а приступ чудовищной утраты. Если артист не терял ничего серьезнее зонтика, то ему трудно понять, что такое невыносимое одиночество и боль. А мы обнажаем душу и показываем свою боль всему миру»

Людмила Максакова говорит это так, что у зрителей сжимается сердце. У многих спазм в горле, текут слезы. «Я столько работала, но всегда себя спрашивала: почему мне все давалось с таким трудом — мой голос, моя внешность, мое счастье?» — вопрошает в пустоту Каллас — Максакова.

Испытав подлое предательство, оперная дива едва не покончила жизнь самоубийством. Но она сумела взять себя в руки, решив начать новую жизнь – уже без Онассиса. Но он словно преследовал ее, как бес, буквально сживая со свету. Нет, предательство она не простила, но всю оставшуюся жизнь писала ему письма, которые так и не были отправлены…

После смерти Онассиса, Каллас закрывается в своей квартире в Париже и медленно умирает. Последнее выступление Марии датируется 1974 годом, а 16 сентября 1977 года сердце великой певицы перестает биться.

Какая трагическая судьба, обрести такой талант и уйти в 53 года! Божественная певица, которая сочетала в себе талант, целеустремленность, красоту перестала радовать нас своим даром. А какая преданность профессии и отдача! В «Мастер классе» — мы видим, как, собрав по крупицам уникальное знание за свою не долгую летами, но наполненную взлетами и падением жизнь, она словно драгоценность дарит молодым и начинающим, —

«Если вы трясетесь от страха, значит не верите в себя. Значит, не готовы, — говорит Каллас напоследок. — Не бойтесь ничего, ведь Господь дал вам голос… И в этом ваше предназначение…»

Людмила Максакова согласна с Марией Каллас:

«Я тоже из тех, кто верит в предназначение. Понимаете всегда идея выше человека, человек — это так, знаете ли физическое обличие. Дух он выше, чем бренное тело…»

И дух великой Марии Каллас витает над сценой вахтанговского театра! Благодаря этой постановке зрители заново открывают для себя личность оперной певицы и наслаждаются выступлением легендарной Людмилы Максаковой.

«Мастер-класс» — это самый настоящий подарок!

Его можно сравнить лишь со вспышкой яркой молнии, озарившей театральное пространство…. Не увидеть эту «молнию» было бы непростительно, для тех, кто любит драматическое оперное искусство.

Людмила МАКСАКОВА, народная артистка России:

«Я не умею выбирать роли. Но в нашем театре долгие годы работал человек, который умел находить пьесы для артистов – заведующая литературной частью Людмила Евгеньевна Остропольская – настоящий профессионал. Пьесу «Мастер-класс» Остропольская предложила мне 15 лет назад, но тогда эта работа не состоялась. Позже у меня возникли другие планы, но по разным причинам интересные и неожиданные для меня роли не удалось сыграть. Я даже задумала подготовить вечер несыгранных ролей. И вот снова возникло это название – «Мастер-класс».

 

Анжела Якубовская для информационного аналитического издания «Российский Репортер»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *