Если внимательно посмотреть на события, происходящие в последнее время вокруг Калининградского морского торгового Порта, то можно прийти к одной простой мысли: некто, кого в лихие 90-е прозвали «Кин-Конгом» решил окончательно «подмять под себя» это крупнейшее предприятие. Стратегически важное и прибыльное.

Как видится, «конгломерат бизнесменов» во главе с бывшим криминальным авторитетом, а ныне депутатом Андреем Колесником (по прозвищу «Кинг Конг») решил отжать доли АО «Калининградский морской торговый порт» (КМТП) у своего партнера и его семьи. Для этого, как думается, Колесник пролоббировал недавно атаку Генпрокуратуры на сделку по передаче акций Порта.

«“Кинг Конг” Колесник отжал свои доли КМТП через незаконную приватизацию еще в 90-е годы. Тогда его группа занималась рэкетом, вымогательствами и убийствами. А после его за эти заслуги приняли в “Единую Россию” и даже избирали в Госдуму. При этом, уже будучи депутатом парламента, он до 2012 года оставался в руководящих органах КМТП, за что должен был быть лишен мандата. Должен был. Но не лишен. Все это время через порт гнали огромные объемы контрабанды, через него же контрафактом до 2010 года снабжался Черкизовский рынок. Сейчас это вкусный и мощный актив, который даже в условиях санкционных ограничений приносит огромную прибыль», — рассказывает один из бывших руководителей Порта.

До сих пор остается загадкой, как местные и федеральные власти отдали этот стратегический объект в руки бывшего морского пехотинца и, по ряду данных, бывшего члена ОПГ (как пишет издание «Век»)…

Схема «прихватизации» порта стартовала в 1996 году, когда судьба свела Андрея Колесника с одним из первых калининградских «олигархов» Анатолием Хлопецким. По сути, миллионер нанял Колесника, чтобы он организовал скупку у работников Калининградского морского торгового порта контрольного пакета паев. Работа по «раздербаниванию» предприятия длилась два года: проводили собрания недовольных тогдашним руководством, не брезгуя использовать докерский профсоюз в деле развала порта изнутри. Понятно, что Колесник не забывал про себя: есть основания предполагать, что он позаимствовал у своего нанимателя от 500 до 700 тысяч долларов, предназначенных для покупки паев, по разным данным. Впрочем, денежными потерями простодушный Хлопецкий не отделался. Его бизнес был окончательно угроблен, а сам он выдавлен из Калининграда при помощи друзей во властных и налоговых структурах.

Сама приватизация порта действительно покрыта мраком. Как писала «Версия», в лихие 90-е бизнесмены в малиновых пиджаках скупали акции порта в интересах российско-швейцарской компании «Трансрейл» — через свою компанию «ДорК». В результате одинаково несладко пришлось и КМТП, и «Трансрейлу». Так и не получившего свои акции клиента сначала «закошмарили» всевозможными проверками силовики, затем просто ликвидировали. А у порта появились новые хозяева — во главе с Андреем Колесником. Новый хозяин буквально «зубами вцепился» в «несущую золотые яйца курицу» (Порт).

Журналисты предполагают: не исключено, что именно связи в прокуратуре друга помогли Колеснику замять все неприятности, возникшие в процессе «приобретения» Калининградского морского порта. Несмотря на то, что за Андреем Колесником тянется шлейф скандалов, в центре которых весьма темные дела, происходящие в разное время в Калининградском морском торговом порту (КМТП), своего влияния на Порт он, как видится, не утратил до сих пор.

Естественно, что отдать такой лакомый кусок явно не по нутру тому, для кого личная прибыль, как показывает история, дороже всего. Даже при том, что в настоящее время органам управления АО «Калининградский морской торговый порт», в том числе генеральному директору, совету директоров, общему собранию акционеров и другим суд запретил принимать решения о выплате дивидендов и вознаграждения, а также распределять прибыль.

Сам же Колесник, как видится, хитрит. Дескать к нынешней ситуации он никак не причастен. Дескать «я не я и лошадь не моя». На прямой вопрос журналистов «РБК Калининград» в курсе ли он ситуации, Колесник сообщил, что не в теме, поскольку уже года два не работает в порту и порекомендовал обратиться непосредственно туда. Однако многим известно, как говорят в том же Калининграде, что КМТП де-факто именно под Колесником. Скорее всего, Колесник все-таки мог бы кое-что рассказать об этой истории, просто не захотел. Не для общего знания, видимо, данная история. Подталкивает к этой мысли и то, что в августе 2021 года, когда новый акционер потребовал от «Калининградского морского торгового порта» предоставить объёмный список бухгалтерских документов, включающий годовые отчёты, договоры аренды, оценки имущества и т. п., Порт отказался это сделать. Как думается, не без «пожелания» депутата.

Иной раз всплывают новые факты о бурной деятельности Колесника в КМТП. Которая, как видится, наносит этому стратегически важному предприятию имеющему статус монополиста, крупный ущерб. В каком-то смысле, Андрей Колесник оправдывает свою бывшую кличку. Все, кто смотрел американские фильмы о Кинг Конге, помнят, что этот персонаж разрушал все на своем пути. И Андрей Колесник, на взгляд многих, знакомых с темой, демонстрирует свои способности разрушителя в полной мере. Если Кинг Конг разрушал небоскребы, то Колесник, как видим, «специализируется» на предприятиях, находящихся в государственной собственности. Самой крупной жертвой его разрушительных инстинктов, кажется, следует считать КМТП.

Об «эффективности» управления Портом красноречиво говорят выводы, озвученные нам экспертами:

«По данным Ассоциации морских торговых портов РФ, спад контейнерооборота в порту Калининград в мае достиг 78 %. Налог на имущество Порта снизился с 14,8 млн. рублей в 2018 году до 8 млн. рублей в 2021 году. За два года из кассы Порта было выдано свыше 100 млн. рублей займов доверенным лицам Колесника. Двум лизинговым компаниям оплачено около 400 млн. рублей за два представительских автомобиля и кран, стоимость которого, по мнению специалистов, завышена минимум в два раза. Грузовладельцы бегут из Порта, так как Колесник устанавливает сильно завышенные тарифы, не обеспечивает нормальной разгрузки судов. В 2022 году количество работников в Порту сократилось с 800 до 350 человек, докеры с зарплатой всего 35 тысяч рублей переведены на сокращенный режим работы. В четвертом квартале 2022 года объем перевалки грузов составил в среднем около 57 тыс. тонн в месяц, что явно недостаточно для финансирования минимальных текущих расходов».

Как думается, усугубило ситуацию и положение в среде руководства Портом. Которое Колесник, как видится, подбирал «под себя». С 2017 года в Совет директоров, состоящий из пяти человек, избирались два водителя Колесника, его супруга, а также руководитель службы безопасности Порта — партнер Колесника в спортивно-криминальных кругах. Один из работников этой службы безопасности привлекался к уголовной ответственности за соучастие в убийстве депутата Зеленоградского окружного Совета Кондратова В.В. (заказчик убийства пока не установлен). В 2015 году органами ФСБ в Порту был вскрыт канал крупной контрабанды наркотиков (в контейнерах было обнаружено более полтонны кокаина). То есть профессионалов там можно было не искать. А это, как думается, хороший фактор извлечения личной прибыли (ведь контролировать явно никто не будет, и не будет мешать растаскивать Порт!)

К тому же, на «нехорошие мысли» наводят и начавшиеся неплатежи Порта по финансовым обязательствам. Арбитражным судом Калининградской области в декабре 2022 года приняты иски ФГУП «Росморпорт» о взыскании арендных платежей за июль-октябрь 2022 года в размере 7 897 063 рублей (дело No А21-13174/2022) и ООО СК «Сбербанк Страхование» о взыскании 2 043 246 рублей страхового возмещения (дело No А21-15321/2022). Между тем у самого депутата, а по совместительству — фактического владельца Порта «все в шоколаде». Согласно данным из открытых источников, его доход (вместе с супругой) за 2019-2021 годы составил 347 миллионов рублей.

Будет ли конец этой нехорошей истории? Пока все в тумане…

главный редактор издания «Российский Репортер», член Союза журналистов России  Игорь Глуховский

Насколько публикация полезна?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 5 / 5. Количество оценок: 1

Оценок пока нет. Поставьте оценку первым.

Один комментарий к “Калининградский Порт и депутат Колесник: КМТП — как желаемая «рыбка в мутной воде»”
  1. Да, история грустная. Помню, был руководителем морсского торгового порта Михайлов. Честный, порядочный, умелый руководитель. Он, в принципе, и сделал из порта процветающее предприятие. Но все сгубили «приватизаторы».

Добавить комментарий для Георгий Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *