Новая постановка Чехова не только о творчестве, но и о человеческих взаимоотношениях.
Ровно год назад в Театре на Перовской прошла премьера трагикомедии «Рассказы Константина Треплева», созданной художественным руководителем Гульнарой Галавинской по мотивам пьесы Антона Павловича Чехова «Чайка». В конце прошлого года спектакль получил Золотой диплом театрального фестиваля «Золотой Витязь».
Идя на спектакль, я уже предвкушал чуда, так как смотрел несколько постановок режиссера на сцене Мичуринского драматического театра. «Гроза» по Островскому вошла в список «200 лучших спектаклей 2012 года», видео выложено на канале «Культура». Поистине фейерверком был «Безумный день, или Женитьба Фигаро». Да, эти спектакли выбивались из колеи классического театра, но, как призналась заслуженная артистка России Татьяна Николаевна: «Зритель ждет от постановки праздника и получает его на представлениях Галавинской».
Не зря режиссер назвала спектакль «Рассказы Константина Треплева». Гульнара Галавинская действительно внесла свои ремарки в пьесу, некоторые вещи из современной жизни добавлены в постановку. Например, управляющий Илья Шамраев несколько раз обращается к Ирине Аркадиной: а куда, мол, пропал тот или иной актер из ведущих театров столицы? Эти вопросы из современной жизни так органично вошли в чеховский текст, что невольно задумываешься: а реально ли эта пьеса была написана более ста лет назад? Ведь сюжет Антона Чехова так современен…
«Выпуск спектакля планировался в прошлом году — к 160-летию Антона Павловича, но из-за пандемии премьеру пришлось отложить на целый год. Я очень люблю А. Чехова, и мне, как режиссеру, хочется ставить и ставить его пьесы. «Рассказы Константина Треплева» — это моя третья работа по Чехову. В Мичуринске я ставила «Три сестры», в Рязанском драматическом театре ордена Знак Почета — «Вишневый сад». Обе постановки становились лауреатами Рыбаковского фестиваля «За оригинальную постановку классической пьесы». А диплом лауреата высшей премии в номинации «Актриса России» получила актриса Элеонора Морева за роль Ирины в спектакле «Три сестры», — рассказывает Галавинская.
Режиссер призналась, как происходил подбор артистов.
«У нас театр камерный, труппа небольшая — всего 22 актера. Молодые артисты с большим энтузиазмом проходили кастинг на главные роли, а заслуженные артисты очень точно влились в чеховские образы. Заслуженный артист РФ Константин Никифоров сыграл Петра Сорина, заслуженный артист РФ Николай Мальцев — Евгения Дорна, заслуженная артистка РФ Галина Чигасова — Полину Шамраеву. Есть и приглашенная артистка из Губернского театра под руководством Сергея Безрукова — заслуженная актриса РФ Галина Бокашевская, которая в нашем премьерном спектакле играет Аркадину», — поделилась Гульнара Галавинская.
И подбор актёров получился идеальным, так как постановка смотрится на одном дыхании. Даже трудно выделить кого-то. Например, Маша в исполнении Ларисы Капустиной настолько вошла в образ, что я думал: действительно ли она была пьяна на сцене? Когда успела? Вроде актриса начинала играть трезвой…
Хотя я несколько раз читал «Чайку», смотрел спектакль на других сценах, но именно сейчас задумался: неужели неразделенная любовь может передаваться по наследству? Ведь Машина мать — Полина Шамраева в исполнении Тамары Карант, будучи влюбленной в доктора Дорна, пытается наладить с ним отношения, но при этом все время что-то встает между ними. Ей приходится жить с управляющим Ильей Шамраевым, который вроде бы и образован, и искусством интересуется, но душа к нему не лежит. Да и Евгений Дорн остается в итоге одиноким. Что же мешало им сойтись?
Именно на этой премьере я выделил для себя два любовных треугольника: Маша, которая влюблена в Константина Треплева, а тот в свою очередь не чает души в Нине Заречной, она же влюбляется в Бориса Тригорина — сожителя Аркадиной. Маша назло выходит замуж за бедного учителя, успокаивая себя тем, что скоро все наладится: «Вот выйду замуж и забуду». Потом: «Вот супруг получит новое назначение, уедем и забудется Треплев». Но любовь не умирает в душе… Впрочем, как и у матери Маши — Полины Шамраевой к Евгению Дорну…
В конце пьесы Полина пытается поговорить с Константином, чтобы он был помягче с ее дочерью. Но…
«Эта пьеса интересна, прежде всего, тем, что она про нас: про артистов, писателей, про наш мучительный и прекрасный творческий мир в целом. Но ее и тяжелее ставить, возможно, потому что мы сами из этой среды. Вообще же наша постановка „Рассказы Константина Треплева“ по мотивам пьесы А. Чехова „Чайка“ о человеке, о диалоге старого и нового мира, конфликте поколений, невозможности и нежелании понять и принять друг друга. Почтенные, состоявшиеся и знаменитые люди скорбят об утраченной молодости, в то время как представители новой эры искусства, отвергая всеми признанные каноны жизни и творчества, одержимы поиском иных форм и правил», — признается Галавинская.
Хочется отметить, что Театр на Перовской — семейный, репертуар рассчитан как на взрослых, так и на детей, подростков, молодежь.
«Мне очень приятно, что многие зрители возвращаются к нам снова и снова, пересматривают весь наш репертуар по несколько раз, приходят семьями», — говорит Гульнара Галавинская.
член Союза писателей России, член Союза театральных деятелей России АНДРЕЙ ОБЪЕДКОВ для издания «Российский репортер»