Сегодня открытость правосудия давно уже не является частным делом судей, а стала направлением государственной политики. Президент Российской Федерации В.В. Путин неоднократно подчеркивал, что для судебной системы излишняя закрытость чрезвычайно вредна, поскольку создает информационный вакуум, который и порождает ложные стереотипы в отношении работы судов. В связи с этим огромную значимость приобретают такие демократические инструменты, как прозрачность, доступность правосудия, а также своевременное информирование общественности о ходе того или иного разбирательства

То, что открытость и гласность судопроизводства, своевременное, квалифицированное, объективное информирование общества о деятельности судов общей юрисдикции способствуют повышению уровня правовой осведомленности о судоустройстве и судопроизводстве — аксиома, не требующая доказательств. Открытость и гласность являются гарантией справедливого судебного разбирательства, а также обеспечивают общественный контроль за функционированием судебной власти. Но, зачастую, в судах пренебрегают этим принципом. Особенно когда речь заходит об освещении судебных процессов со стороны СМИ.

Журналистам нередко необоснованно отказывают в проведение фото и видеосьемки на процессе. Случается и то, что председатели судов бегают от общения с представителями СМИ. Особенно с теми, кто подвергает суды справедливой и обоснованной критике.

Что касается общей парадигмы открытости и гласности судов, то об этом ясно и четко говорится в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 13 декабря 2012 года:

«1. Обеспечение открытости и гласности судопроизводства, доступа граждан, организаций, общественных объединений, органов государственной власти, органов местного самоуправления, представителей редакций средств массовой информации (журналистов) к информации о деятельности судов осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации (статьи 19, 23, часть 4 статьи 29, статья 33, часть 3 статьи 41, статьи 42, 45, 46,123), Конвенцией о защите прав человека и основных свобод 1950 года, Федеральным конституционным законом от 31 декабря 1996 года No 1-ФКЗ „О судебной системе Российской Федерации“, Федеральным конституционным законом от 7 февраля 2011 года No 1-ФКЗ „О судах общей юрисдикции в Российской Федерации“, Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации (далее — ГПК РФ), Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ), Уголовно процессуальным кодексом Российской Федерации (далее — УПК РФ), Федеральным законом от 22 декабря 2008 года No 262-ФЗ „Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации“ (далее — Закон об обеспечении доступа к информации), Федеральным законом от 27 декабря 1991 года No 2124-I „О средствах массовой информации“, иными нормативными правовыми актами».

Особо обращается внимание на то, что судам следует создавать необходимые условия для обеспечения открытости и гласности судопроизводства и реализации права на получение информации о деятельности судов указанными органами и лицами. Судам следует учитывать, что ограничения права на получение информации о деятельности судов могут быть установлены только федеральными законами.

Зачастую в суде от журналиста требуют обязательную аккредитацию на конкретное судебное заседание. Что так же является нарушением провозглашенной государством политики гласности и открытости судов. Учитывая, что присутствие журналистов в открытом судебном заседании в целях получения сведений по делу является законным способом поиска и получения информации, а также что при осуществлении профессиональной деятельности журналист выполняет общественный долг (статья 49 Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации»), не допускается чинение препятствий и отказ им в доступе в зал судебного заседания по мотиву профессиональной принадлежности, по причине отсутствия аккредитации и (или) по иным основаниям, не предусмотренным законом.

При принятии решения о допустимости осуществления фотосъемки, видеозаписи, киносъемки, трансляции хода открытого судебного разбирательства суд будет исходить из того, что такая фиксация возможна по любому делу, за исключением случаев, когда она может привести к нарушению прав и законных интересов участников процесса, в том числе, права на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени, на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, содержащих сведения личного характера.

Создание судьей условий, ограничивающих или исключающих доступ лиц, не являющихся участниками процесса, в том числе журналистов, в открытое судебное заседание, или условий, препятствующих его фиксации, свидетельствует о нарушении профессиональной этики.

Эффективность судебной деятельности зависит от доверия к ней со стороны общества, от должного понимания обществом правовых мотивов принятых судом решений. В целях объективного, достоверного и оперативного информирования общества о деятельности суда судья должен взаимодействовать с представителями средств массовой информации.

Судья должен способствовать профессиональному освещению в средствах массовой информации работы суда и судей, так как это не только помогает формированию правосознания граждан и укреплению доверия к суду, повышению авторитета правосудия, но и содействует выполнению средствами массовой информации их важной общественной функции по информированию граждан обо всех социально значимых событиях», — Статья 13 «Кодекса Судейской Этики». Взаимодействие со средствами массовой информации.

Открытость правосудия выражается в политике арбитражных судов, направленной на взаимодействие с масс-медиа, в том числе на разъяснение положений текущего законодательства либо сложившейся судебной практики. Средства массовой информации — это важнейший инструмент, своеобразный рычаг открытости, публичности судебного процесса. Возможность встретиться и пообщаться с председателем суда, обсудить взаимоотношения судебной власти и масс-медиа, выявить и попытаться устранить какие-либо разногласия, если таковые имеются — важный момент гласности и открытости арбитражного суда. Но вот, к сожалению, не все председатели арбитражных судов, как видится, это понимают.

Возьмем, к примеру, Арбитражный суд Астраханской области. У журналистов нашего издания не раз бывали проблемы с доступом на судебное заседание по причине отсутствия аккредитации. Хотя, напомним, Пленум Верховного Суда РФ определил, что таковая не является обязательной. Не раз журналистам, совершенно не обосновывая, отказывали в проведении фото и видеосьемки, тем самым нарушая и собственные регламенты. В том числе, Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 8 октября 2012 г. N 61 «Об обеспечении гласности в арбитражном процессе».

» Исходя из части 7 статьи 11 АПК РФ проведение кино-, фотосъемки, видеозаписи, прямой трансляции судебного заседания арбитражного суда по радио или телевидению может быть осуществлено участвующими в деле лицами, а также присутствующими в судебном заседании гражданами, в том числе представителями средств массовой информации, с разрешения судьи — председательствующего в судебном заседании.

По смыслу указанного положения Кодекса с разрешения судьи — председательствующего в судебном заседании — допускается также прямая трансляция судебного заседания в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее — сеть «Интернет»).

4.1. Ходатайство о проведении кино-, фотосъемки, видеозаписи, прямой трансляции судебного заседания арбитражного суда по радио, телевидению и (или) в сети «Интернет» может быть подано лицами, участвующими в деле, в письменной форме, направлено в арбитражный суд в электронном виде или заявлено устно в предварительном судебном заседании или судебном заседании. Такое ходатайство разрешается арбитражным судом в порядке, предусмотренном статьей 159 АПК РФ.

4.2. Иные лица, присутствующие в судебном заседании, вправе заявить о своем намерении провести кино-, фотосъемку, видеозапись, прямую трансляцию судебного заседания арбитражного суда по радио, телевидению и (или) в сети «Интернет», в том числе непосредственно в судебном заседании. Заявление таких лиц разрешается судьей, рассматривающим дело, единолично. При этом в ходе судебного заседания судья выясняет мнение участвующих в деле лиц, которые вправе представить свои возражения относительно проведения кино-, фотосъемки, видеозаписи, прямой трансляции судебного заседания по радио, телевидению и (или) в сети «Интернет».

5.2. В силу части 3 статьи 15, статьи 185 АПК РФ в определении об отказе в удовлетворении ходатайства (заявления) о проведении кино-, фотосъемки, видеозаписи или трансляции судебного заседания арбитражного суда по радио, телевидению и (или) в сети «Интернет» должны быть приведены мотивы, которыми руководствовался суд при вынесении определения.

  1. При разрешении ходатайства (заявления) о проведении кино-, фотосъемки, видеозаписи, трансляции судебного заседания арбитражного суда по радио, телевидению и (или) в сети «Интернет» арбитражным судам следует исходить из того, что разбирательство дел в арбитражных судах открытое, в связи с чем проведение кино-, фотосъемки, видеозаписи или трансляции судебного заседания по радио, телевидению и (или) в сети «Интернет» возможно по любому делу, за исключением дел, разбирательство по которым осуществляется в закрытом судебном заседании, и случаев, когда проведение указанных мероприятий может привести к нарушению фундаментальных прав, свобод и законных интересов человека и гражданина.

С учетом этого, не может являться основанием для отказа в проведении кино-, фотосъемки, видеозаписи, трансляции судебного заседания арбитражного суда по радио, телевидению и (или) в сети «Интернет» нежелание лиц, участвующих в деле, широкой огласки обстоятельств дела, разглашения сведений, касающихся деятельности участников процесса, не засекреченных в установленном законом порядке, а также их нежелание выступать и давать объяснения арбитражному суду в условиях проведения кино-, фотосъемки, видеозаписи судебного заседания или трансляции судебного заседания по радио, телевидению и (или) в сети «Интернет».

  1. При рассмотрении возражений лиц, участвующих в деле, относительно проведения кино-, фотосъемки, видеозаписи или трансляции судебного заседания по радио, телевидению и (или) в сети «Интернет» арбитражным судам следует учитывать разъяснения, содержащиеся в пункте 7 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26.03.2009 N 5/29 «О некоторых вопросах, возникших в связи с введением в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации», исходя из которых под съемкой, проводимой в местах, открытых для свободного посещения, понимается, в том числе кино- и фотосъемка, видеозапись, осуществляемая в ходе проведения открытых судебных заседаний«.

Касаемо общей концепции открытости судов, в том числе и Арбитражных, то Председатель Астраханского Арбитражного суда Смирников, видимо понимает принцип открытости по-своему. Неоднократно ему лично и в пресс-службу Астраханского Арбитражного Суда от редакции «Российского Репортера» направлялись официальные запросы на организацию интервью. На что мы получали в ответ лишь короткую фразу: «организация личной встречи для проведения интервью не представляется возможной».

Господин Смирников боится журналистов? Ему есть что скрывать о деятельности суда? Или ему попросту наплевать на «Кодекс Судейской Чести», на Постановления Пленумов Высших Судов, на заявленную государством политику открытости судов? Кстати, заявил о проведении политики открытости судов не абы кто, а сам Президент России. Может Смирникову наплевать и на то, что говорит и о чем заявляет Президент нашей страны?

Кстати, Смирников пришел в Астраханскую область из Саратова. Где являлся председателем 4-го судебного состава суда Двенадцатого арбитражного апелляционного суда. Не беремся утверждать, но всерьез поговаривают о том, что, когда необходимо «протащить» и оставить без изменения определенные судебные решения, Смирников пользуется в телефонном режиме оставшимися в апелляционной инстанции связями. Не поэтому ли даже в Саратове астраханцам практически невозможно добиться справедливости, а отмены несправедливых постановлений начинаются только выхода из-под юрисдикции Астраханского Арбитражного и Двенадцатого Арбитражного Апелляционного?

Смирников мог бы развеять эти сомнения и открыто рассказать о деятельности Астраханского Арбитража. Но вот желания это сделать не проявляет никакого. Редакция «Российского Репортера» посредством данного материала в очередной раз обращается к Председателю Астраханского Арбитражного Суда Алексею Смирникову с просьбой организации встречи с целью проведения интервью. Или нам направить эту просьбу сразу в Высший Арбитражный Суд РФ? Что бы Смирникову таки объяснили неправильность его «убегания» от общения с журналистами?

Игорь Глуховский

Насколько публикация полезна?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Оценок пока нет. Поставьте оценку первым.

Один комментарий к “Председатель Астраханского Арбитража и гласность суда”
  1. Во втором предложении есть ответ — «президент» «неоднократно подчеркивал, что для судебной системы излишняя закрытость чрезвычайно вредна»! Только абсолютный идиот может не понимать, что это значит

Добавить комментарий для Дмитрий Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *