Вместо предисловия:

«Решений недостаточно»: Путин потребовал прекратить «бесконечные проверки» и давление на бизнес

https://www.forbes.ru/biznes/348759-resheniy-nedostatochno-putin-potreboval-prekratit-beskonechnye-proverki-i-davlenie-na

 

 

 

Матвиенко призвала надзорные органы заморозить проверки бизнеса

https://ria.ru/20220322/proverka-1779378774.html

 

 

 

Плановые проверки ИП и малого бизнеса не будут проводить до конца года

https://www.kommersant.ru/doc/5239223

«В целях ее реализации Генеральный прокурор Российской Федерации Игорь Краснов в указании от 11 марта 2022 года обязал своих подчиненных обеспечить „своевременную отмену (завершение) контролирующими органами плановых проверок и иных контрольных (надзорных) мероприятий, в отношении которых введен мораторий, а также соблюдение ограничений на проведение внеплановых проверок и контрольных (надзорных) мероприятий, выдачу предписаний“.»

https://epp.genproc.gov.ru/web/gprf/mass-media/news?item=72658490

 

«Неизбежны только смерть и налоги». А еще — проверки?

Председатель Совета Федерации Федерального собрания РФ Матвиенко В.И. в своем Телеграмм-канале 22.03.2022г. совершенно правильно и ясно обратилась «к контролирующим бизнес органам с призывом не искать лазеек в законодательстве для проведения проверок» с целью дать спокойно работать малому и среднему бизнесу, отметив, что бизнес сейчас должен как никогда чувствовать поддержку государства.

Но добросовестные предприниматели, не успев оправится от ограничительных пандемийных мер, связанных с распространением COVID-19, столкнулись с жутким давлением со стороны ФНС и силовых структур. Представители ФНС заявляют, что ограничения по проверкам бизнеса на них не распространяются, поэтому все будет продолжаться несмотря ни на что.

По результатам проверок налоговый орган приходит к выводам о якобы «дроблении бизнеса» с целью ухода от уплаты НДС, при том, что определения данного понятия («дробление бизнеса») в законодательстве нет. Это единственный рычаг давления на добросовестные предприятия. Поэтому в основном все проверки проходят с нарушением прав и свобод предпринимателей, как правило с участием силовиков, это похоже на какую-то спецоперацию (ст. 169, ст. 286 УК РФ — которые практически не работают).

Задача государства — вывести из серой зоны предпринимательской деятельности малые предприятия. В этих условиях изменения законодательства для малого и среднего предпринимательства (далее, МСП) просто жизненно необходима. Отмена критерия по количеству работников с увеличением суммы доходов до 2 млрд. руб. в год для возможности применения УСН, если и скажется на поступления в бюджет, то только в лучшую сторону, так как прекратит практику сокрытия работодателями «избыточного» персонала от налоговых органов и станет серьёзным положительным шагом на встречу МСП и обезопасит от злоупотребления государственной властью чиновников, использующих лазейки в правовых актах.

Постановление Правительства РФ от 10.03.2022г. No336 устанавливает запрет на проведение контрольных (надзорных) мероприятий и проведение проверок в отношении субъектов МСП.

Вместе тем по мнению ФНС, данный запрет не распространяется на налоговые проверки, которые зачастую ввиду своей специфики блокируют деятельность малого и среднего бизнеса и приводят к его вымиранию.

В связи с этим необходимо принять срочные меры для защиты добросовестных представителей малого бизнеса от злоупотребления государственной властью чиновников, в том числе на федеральном уровне установив мораторий на проведение налоговых проверок в отношении субъектов МСП и установить запрет на принятие решений по проведённым налоговым проверкам до тех пор, пока не будут устранены пробелы в Налоговом законодательстве по изменению системы начисления и взимания налогов в тесном взаимодействии власти с бизнес-сообществами.

Не проверками одними…

Основная проблема развития малого и среднего бизнеса – это то, что ФНС считает всех предпринимателей жуликами и ворами, отсюда и кривая система начисления и взимания налогов. В ФНС при низкой заработной плате сотрудников, мотивация (премии, поощрения, карьерный рост) напрямую зависит от результатов «до начисления» по налогам с предпринимателей.

Итог, региональные управления ФНС под видом профилактического мероприятия «легализации бизнеса» (в НК РФ такой нормы нет) рассылают «письма счастья» предпринимателям и их контрагентам, по надуманным основаниям требуя увеличить налоговую базу либо доказать ее обоснованность пакетом документов. Тем, кто не захочет, грозят «карательными» мерами (проверками, уголовным преследованием).

Малый и средний бизнес боится идти в суд, когда инспекция блокирует счета компании до решения суда. Налоговая инспекция увлекается бесчисленными проверками, бесконечно требуя предоставления зачастую одних и тех же документов.

В результате «карательных» мер налоговые органы переводят малый бизнес с УСН на НДС и доначисляют огромные налоги на НДС и на прибыль за последние три года. При этом в течение этих трех последних лет претензий со стороны налоговых органов не поступает, камеральные проверки нарушений не выявляют, что ставит под сомнение законность системы начисления налогов.

Ставка социальных налогов — пенсионного и медицинского страхования — непомерно высока, МСП должны отдать 30,2% от фонда оплаты труда, при том, что рентабельность МСП в среднем в 10% не позволяет предпринимателю развиваться — а только содержать семью.

Акцентирую внимание: не размеры налогов, а именно их система начисления.

Эта система начисления делает сделки невыгодными, нагружает бизнес неподъёмными налогами, не учитывает масштабы бизнеса, провоцирует неестественное развитие рынков, выводя на первый план некоммерческие возможности предприятий, а наличие схем по уклонению от налогов, а главное — заставляет предпринимателей ломать голову: каким образом сохранять работоспособность, когда налоги тебя просто топят.

Многие предприниматели сознательно ограничивают развитие бизнеса, не имея возможности решать «задачки с налогами» в больших масштабах.

А ещё — многие предприниматели, несмотря на все старания, не способны противостоять конкурентам, владеющим чёрными схемами.

И многие граждане, имея неплохие идеи, не решаются попробовать себя в качестве предпринимателей, боясь проблем с налоговой. А невозможность вести бизнес честно, делает его уязвимым для рейдерских захватов, потому что всегда можно найти возможность надавить на предпринимателя.

«Местный малый бизнес, он у нас сегодня в загоне»: в погоне за крупными инвесторами власти забыли о своих. Итогом послужило остановка развития инфраструктуры муниципалитетов и невозможность решения вопросов местного значения (помощь социально незащищенным слоям населения, система ЖКХ, дороги), отток бизнеса и трудоспособного населения из регионов.

Налоговая система должна быть простой в понимании, в ней не должно быть перекосов и наложений вроде двойного начисления НДС, она не должна висеть гирей на ногах бизнеса и в ней не должно быть «левых» возможностей для кого-либо, она должна учитывать особенности развития бизнеса на разных этапах.

Если нам удастся исправить откровенные ошибки в налоговой системе, то темпу роста нашего ВВП будет завидовать даже Китай, потому что мы — нация очень творческая и деятельная, наши люди в хорошем смысле бесшабашные, не скованные лишними догмами и готовые решать невыполнимые задачи!

Пора наводить порядок и в самой налоговой службе

Не так давно один из известных телеграмм-каналов сообщил буквально следующее:

«Источник ВЧК-ОГПУ сообщил о проведении системной оперативной работы по выявлению преступлений в структурах ФНС. „Наберитесь терпения. Скоро вы увидите результаты большего масштаба“, — отметил источник. По линии ФНС всем руководителям доведено о приостановке текущих и отмене запланированных ВНП. Одновременно с этим организована работа по высвобождению ненадёжных сотрудников и руководителей службы. Это направление работы реализуется совместно с ФСБ. Активно проверяют московское управление. Например, установлено, что в ряде инспекциях УФНС Москвы трудоустроены лица, привлекавшиеся к административной и даже уголовной ответственности. Есть даже такие, кто с непогашенной судимостью по ч. 4 ст. 159 УКРФ (мошенничество в особо крупном размере) работают на должностях инспекторов. Проверяют, так сказать, бизнес».

Про «кристальность» некоторых представителей ФНС в народе давно говорят уже либо с матерком, либо с грустной улыбкой. Поэтому, если вышеприведенное окажется правдой, то тогда реально что-то поменяется к лучшему и бизнес сможет перевести дух. А не испустить его, к чему зачастую ведут сегодняшние многочисленные и необоснованные проверки.

Пока же мы наблюдаем «закручивание гаек» в отношении собственно бизнеса. Тенденция борьбы государства с разными способами налоговой оптимизации есть и постоянно усиливается. Это понятно. Ведь по данным ФНС в 2021 году было выявлено фальсифицированной налоговой отчетности на налоговые вычеты в сумме порядка 1 трлн. рублей, то понятно, что мириться с такими цифрами никто не захочет. Вот и пытаются внедрить дополнительные инструменты борьбы.

«Закрутить» и «зажать»

В частности, некий законопроект, внесенный на рассмотрение в Государственную Думу экс-губернатором В. Сипягиным (из комитета Госдумы по науке и высшему образованию).

Однако за желанием «завинтить и закрутить» забыли соблюсти необходимые процедуры и проект чуть ли не сразу развернули на доработку.

Так вот, в пояснительной записке к законопроекту говорится не только об изменениях в ст. 173.1 и 173.2, но и о появлении ст. 173.3 «Фальсификация документов бухгалтерского (налогового) учета, бухгалтерской (налоговой) отчетности». Она непосредственно касается ответственности за «создание видимости осуществления законной деятельности для обеспечения налоговых льгот третьих лиц». Эта статья призвана устранить пробел, который существовал в законодательстве: раньше наказывали только за регистрацию фиктивных юрлиц, теперь же хотят привлекать еще и за их «деятельность», т.е. создание «левого» бухгалтерского документооборота.

Насколько своевременно именно сейчас так жестко закручивать гайки? Ладно, они там добавили привлечение за «левых» ИП-шников, которых народ создает помимо «левых» фирм. Но вводить ответственность за фальсификацию бухгалтерских документов, — вряд ли именно этого люди от них ждали. Точнее, совсем не ждали. Простая логика подсказывает, что время для подобной инициативы выбрано совершенно неподходящее.

Может, стоило дождаться хоть какой-то стабилизации, когда предприниматели отойдут от первого шока, наладят новые пути и связи? Сейчас все ждут ослабления хватки, чтобы просто выжить и вытащить бизнес. Например, надеются на временную отмену ВНП. И государство, вроде бы, понимает сложность момента и немного идет навстречу бизнесу: вводит некоторые меры поддержки, стараясь снизить административное давление. А тут опять такое. Прямо как в поговорке: «Правая рука не знает, что делает левая».

Вопросов к этой инициативе много. Справедливых вопросов:

  • кто и как будет следить за исполнением этого закона, если временно МВД отменило все плановые проверки МСП за исключением тех, которые касаются безопасности?
  • сколько времени потребуется что бы те, кто будет это контролировать и выявлять начали хоть как-то разбираться в сути проблемы и получили четкие алгоритмы доказывания?
  • насколько быстро законопроект теперь снова вернут на рассмотрение в ГД и насколько быстро будут пройдены все оставшиеся этапы, в каком виде его по итогу примут?
  • Как быстро создадут алгоритмы, по которым будут работать контролирующие органы?
  • кто будет контролировать самих «контролеров» дабы не превратили они эту инициативу в инструмент «закошмаривания» и «зарабатывания»?

К слову сказать, бизнес-сообщество категорически, в основной своей массе, не поддерживает подобные законопроекты. Так как считает таковые очередными кандалами для бизнеса.

В общем, если перефразировать известное высказывание одного античного философа относительно современности, то получится что-то вроде того: «Ясно, что ничего не ясно» …

P.S.

наши материалы по теме:

«Сделали из ФНС «карательно-коллекторскую» структуру»

«Продолжение темы: Налоговая. Хождение по мукам»

«Продолжение темы.«Дробленка» как коррупционная дубина ФНС»

«Почему налоговая прощает долги, но не всем?»

««Налоговики-коллекторы»-2. Продолжение темы»

Федор Клочков

Насколько публикация полезна?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Оценок пока нет. Поставьте оценку первым.

3 комментария для “Время спасать малый бизнес. ФНС и действительность”
  1. Этот материал надо бы в первую очередь прочитать сотрудникам налоговой службы, которые все последние годы активно создавали криминальные схемы в отношении малого и среднего бизнеса, и сотрудникам силовых структур, которые их активно «крышевали»! При этом, как только журналисты пытались осветить эту криминальную связку, они попадали под прицел силовиков. И против них начинали заводить уголовные дела по статье «клевета». Пора этому положить конец!

  2. Статья чистая правда о происходящем сегодня , нужно остановить этот беспредел , надеемся чиновники услышат и примут меры , остановят беспредел спасут предпринимателей

  3. С ужасом прочитал . Неужели не понятно что Экономика стоит на малом и среднем бизнесе это гарантия стабильности . Ваши статьи да в нужные уши . Ваше дело правое .
    Желаю удачи .

Добавить комментарий для Сергей Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *